Мы ведем раскопки в потерянном мире или погребенном городе — занимаемся археологией разума.
(с) Зигмунд Фрейд (парафраза)
Путь ученика На этом этапе вы учитесь трансформировать метафору в послание, задаете вопросы и пытаетесь уловить образы прошлого. Задавать вопросы — это самый быстрый и надежный способ определить, о чем на самом деле говорится в раскладе. Вопросы также стимулируют энергии, которые превращают маленькие истории в большие. Глупых вопросов не бывает. Некоторые из них кажутся поначалу очевидными или непоследовательными, однако если довериться инстинкту, вы сможете обрести сокровище — драгоценный инсайт.
Сначала вы возьмете за основу описания, рассказы и ключевые слова, которые собирали на предыдущих этапах, для того чтобы сформулировать вопросы, ведущие вас к глубинам карты. Значение существует внутри контекста, а вопросы ведут к наиболее доступным контекстам. Карта Солнце символизирует радость и счастье, но обладает наибольшей силой как вопрос: «В чем счастье в твоей жизни?»
Задавайте открытые вопросы, любопытствуйте и будьте искренни в этом. Вам нужно быть настолько же любопытным в свой адрес, насколько и в адрес другого человека. Вы ищете не «ответ», а обостренные реакции — реакции, которые кажутся вам правдивыми; возбуждают эмоции, которые вызывают воспоминания и способны удивить. Когда вы работаете с другим, воспринимайте все сказанное им буквально, будто каждое слово — маленькая драгоценность. Если вы чувствуете, что собеседник чему-то противится, нестрашно. Человек может быть не готов принять что-либо прямо сейчас.
Избегайте вопросов, на которые можно ответить просто «да» или «нет», потому что они сковывают воображение и склоняют к анализу. Лучше подойдут вопросы, начинающиеся со слов: Как? Где? Что? Кто? Когда вы? Они предлагают человеку мысленно воссоздать сцену. Вопросы «почему» иногда вызывают оправдания; лучше их исключить. Процесс иллюстрируется примером в разделе для адептов этого Шага.
Картины прошлогоКартина прошлого похожа на фотографию в семейном альбоме. Это памятный образ о каком-либо времени и месте, который хранит все детали, эмоции и переживания участника события с тех времен. Картины прошлого показывают, как возникла ситуация и как с ней можно работать. Прошлое постоянно мелькает у нас в голове, однако мы этого не замечаем. Причиной тому — неосознаваемая нейронная связь между эмоциями и ощущениями в си¬туациях прошлого и будущего. Тревога и сомнения, когда, например, вы пытаетесь выбрать между двумя партнерами, могут быть такими же, как когда вы покупаете первую машину, и могут быть связаны скорее с ощущением давление нежели с конкретной ситуацией.
Мысленные картины прошлого ускользают. Вы не придаете им должного значения как незначительным, глупым или неважным. Однако словесные ассоциации основаны именно на таких образах в памяти, и они постоянно влияют на ваши поступки и реше¬ния. Нужно быть внимательным и готовым быстро их уловить. Когда вы понимаете, что только что «увидели» образ из прошлого, отметьте хотя бы одну существенную его деталь. Запомните ее. Многое в нашей жизни связано с такими деталями, однако они регулярно отрицаются как банальность. Восстановление хотя бы части из них помогает увидеть ис¬тинную природу ваших поступков и делает их более продуктивными.
УПРАЖНЕНИЕ 9:11. Вернитесь к описаниям, которые дали своей избранной карте. Основываясь на них, задайте по крайней мере три открытых вопроса. Письменно ответьте на них. Отвечая, обращайте пристальное внимание на воспоминания и сцены, которые мелькают у вас в голове. Чтобы удержать воспоминания, отметьте на полях несколько слов. Например, вы можете записать: «Рождество в Париже — 10 лет», или: «Покупка первой машины», или: «Драка из-за собаки». Когда вы закончите с ответами, напишите о каждом воспоминании в подробностях. Отмечайте все эмоции, которые испытывали во время изначального со-бытия, и все эмоции, которые появляются, когда вы об этом пишете.
2. Чему в вашей жизни сейчас следует уделить внимание, как предполагается из ва-ших реакций, метафор и воспоминаний? Когда эмоции сильнее всего? Это ваша точка доступа к самой сильной энергии воплощения желаемого.
Путь адепта
Путь адепта
Вы можете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.
Открытые вопросы
Рассмотрим пример открытых вопросов. Допустим, вы вытянули Двойку Мечей в ответ на вопрос: «На чем в моей жизни мне следует сконцентрироваться?» В большинстве иллюстрированных колод на этой карте изображена женщина с завязанными глазами, сидящая спиной к морю, в небе — щербатая Луна, и женщина, скрестив руки перед собой, держит два меча. Вопрошающая, которую мы назовем Эмили, однажды описала эмоции и состояние фигуры так: она несчастна, готова защищаться и решительна. Утверждение-описание, произнесенное от первого лица, звучало так: «Я — женщина с завязанными глазами, за спиной у меня море, над головой Луна. Я держу руки крест-накрест у груди и удерживаю в каждой по мечу острием вверх. Я чувствую себя несчастной, но настроена решительно и готова защищаться».
Меня, как читающего, зацепило последнее слово — «решительно», которое показалось мне незаконченной мыс¬лью. Я спросила Эмили: «Для чего эта решительность?» А что бы вы ответили, если бы это была ваша карта?..
Теперь, когда вы дали ответ на этот вопрос, давайте узнаем, что ответила Эмили.
Читающий: Для чего эта решительность?
Эмили: Я не знаю.
Читающий: Придумай что-нибудь. Для чего ты могла бы быть решительной?
Эмили: Я бы решительно держала эти мечи остриями вверх, несмотря ни на что. Читающий: А если бы они упали, что бы случилось?
Эмили: Я бы проиграла.
Читающий: Расскажи подробнее.
Эмили: На меня могло бы напасть чудовище. На женщине, кажется, надета ночная рубашка, поэтому это похоже на ночной кошмар, когда за мной кто-то гонится. Если бы я могла оставаться совершенно неподвижной, то оно бы меня не заметило. Оно бы сочло меня статуей.
Читающий: Почему твои глаза завязаны?
Эмили: Так мне спокойней. Если я не увижу чудовища, то не испугаюсь.
Читающий: Где в твоей жизни тебе нужно сохранять спокойствие?
Эмили: В отношении налогов. У меня есть небольшой бизнес, помимо постоянной работы. Каждый год он теряет деньги, и я делаю много вычетов, но боюсь, что налоговики придут с аудиторской проверкой, решат, что мой бизнес — это хобби, и я потеряю вычеты. Я не знаю, нужно ли мне имитировать прибыль или сделать что-то еще. Так что оставляю это все на откуп специалисту по налогам.
Читающий: Ты когда-нибудь читала законодательство по этому вопросу? (Этот вопрос позволяет определить, намеренно ли она выбрала темноту и повязку на глазах.)
Эмили: Я не хочу знать. Я просто хочу, чтобы мой специалист по налогам этим занялся. Но я не могу позволить себе фотооборудование без вычетов.
Читающий: Это действительно так?
Эмили (упрямо): Я не знаю.
Эмили ситуацию усложняет. Она не сознает имеющихся у нее возможностей. Ее от¬каз что-либо знать (как способ оставаться спокойной) и страх перед налоговой создали чудовище, которое плодит ее ночные кошмары.
Я, как читающий, не могу и не должна решать проблемы Эмили с налоговой. В мои обязанности не входит убеждать ее прочесть законодательство, так как она уже, судя по всему, обдумала этот вариант и от него отказалась. Она предпочитает игнорировать «монстров», которые угрожают ее благополучию. Вероятно, прежде это хорошо работало, так что стало привычкой. Одна часть Эмили решительно настроена на продолжение такого поведения, в то время как другая — несчастна из-за этого. Могут ли они быть теми двумя мечами, которые не позволяют ей совершить ни единого движения? Двойки указывают на выбор, а Мечи — это рациональное мышление. Однако повязка на глазах предполагает, что Эмили не видит спасительный путь. Влияние воды и Луны (подсознательные чувства) на карту Мечей, или Воздуха, на которой разум слеп (повязка) и стоит на распутье (скрещенные мечи), указывает на то, что ситуацию лучше решать посредством чувств.
В этом диалоге видны намеки на образы прошлого. В данном случае этот образ действительно является метафорой и говорит о том, что ситуация для Эмили действительно кошмарна. Затем идет картина передачи дел специалисту по налогам (уход от ответственности?). И наконец, картина покупки фотографического оборудования. Идентифицируя себя с тревогой Эмили, я вижу, как сама разбираюсь с налогами. Схожие воспоминания, связанные сходными же эмоциями, создают эмпатию и взаимопонимание.
Если фотография — это страсть Эмили, но она не может оправдать расходы, это может таить подсознательную проблему: «Сколько стоит творчество?» Необходимо за¬дать Эмили больше вопросов или смотреть больше карт, чтобы это выявить. Теперь мы знаем, что Эмили «больше всего сейчас заслуживает внимания в жизни» — это дилемма, в которой она со страхом и бездействуя пытается избежать столкновения с неприятной реальностью. Задав всего несколько вопросов, мы раскрыли проблему и обстоятельства, которые ее подчеркивают, а также связанные с ней эмоции и метафоры.
УПРАЖНЕНИЕ 9:2
Какие еще вопросы можно было бы задать Эмили? Какие из ее утверждений выглядят незавершенными, недосказанными? Что вас заинтриговало более всего? Каково эмоцио¬нальное содержание? Превратите ее высказывания в вопросы, которые ей можно задать. Пусть вопросы будут сосредоточены на мелочах, которые так или иначе подтверждаются картой; придерживайтесь того, что изображено на ней. Возможные варианты приведены в конце этого Шага.
Исправление (вмешательство)
Одна из самых больших опасностей при чтении расклада Таро — это искушение вмешаться в ситуацию. Мне довелось слышать следующий диалог.
Читающий: Что теперь нужно сделать человеку на Пятерке Кубков?
Вопрошающий: Подумать о том, что он потерял.
Читающий: Нет! Пора перестать об этом думать. Нужно взять две оставшиеся чаши и идти вперед.
Ну что ж, вопрошающий только что узнал — в который раз! — что он неправ и что ему нужно потупиться от стыда (как показано и на карте). Читающий не чувствует его и ищет простое решение. А если скорбь или размышления об утрате — лучшее, что может сделать вопрошающий? Этот таролог отрицает такую возможность из-за общепринятого мнения о том, что «должна» означать карта и что должно решить «проблему».
Распространено мнение, что карты содержат советы и ответы, а мы, читающие, должны на них указывать. Но для кого эти ответы? А если карта содержит лишь вопрос? Лично я убеждена, что возможных вариантов ответов всегда множество.
Представьте, что таролог прямолинейно читает расклад. А вы, как вопрошающий, молча восхищаетесь тем, как много этот человек знает. И допустим, читающий совершенно прав, что ваш муж подавляет вас и помыкает вами. Так что же, если таролог предлагает вам поменять замки и развестись, вы поступите так? Нет, потому что это создает гораздо больше проблем, чем решает. Развестись с мужем только потому, что вам так велел таролог, — значит просто поменять одного мужа на другого.
Одна вопрошающая сказала, что это я посоветовала ей развестись и что она совету последовала. Когда я преодолела шок, мы вернулись к тому раскладу, и я напомнила ей, что она сама произнесла: «Больше для меня ничего нет в этих отношениях. Браку конец». Все в картах поддерживало это утверждение. Я только попросила ее прислушаться к себе. Другой вопрошающий утверждал, что я предсказала ему сердечный приступ. Он пришел ко мне с предчувствиями болезни, что отразилось в картах. Он действовал быстро, когда ему потребовалась медицинская помощь, и сумел контролировать ситуацию. В обоих случаях я лишь слушала людей и подтверждала, что им следует всерьез воспринимать свои заботы, потому что противоречий никаких не было.
Всего лишь отвечая на ваши вопросы, вопрошающие обнажают ситуацию, скрытые проблемы и находят решения самостоятельно. Что может быть сильнее и изящнее? Читающий использует свои познания в картах, чтобы подтвердить сказанное или указать иные пути.
Некоторые возмущены моей техникой: мол, это они, а не я, читают расклад или «и так все знают». В подобных случаях я спрашиваю, сознают ли они, что знание является ключом к решениям и достижению целей. Большинство вопрошающих признают, что к концу чтения их конфликты смягчились, а целеполагание стало более четким.
Чтение расклада Таро предоставляет возможность собирать информацию, смотреть на происходящее с разных точек зрения и видеть возможности, которые иначе могли бы оказаться сброшенными со счетов. Чтение отражает большую систему, в которой отдельная проблема представляет только одну из частей.
Усиливающие вопросы:
Что происходит на карте? ------------------------------------------------------------------------------------------------- Действия, события
Что заставляет вас это думать? ---------------------------------------------------------------------------------------- Конкретные детали
Что это за человек? --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Мнения и представления, указывающие на теневые
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- проблемы и проекции
Что хочет эта фигура? ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Потребности, цели и желания
Если бы вы знали, то что? «Просто придумайте» «Если бы это была сказка, то что?» ------------- Удивительные инсайты (Рассеивает потребность быть
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «правильным»)
Куда она (фигура) идет? -------------------------------------------------------------------------------------------------- Ожидание будущих событий
Что она сделает дальше? ------------------------------------------------------------------------------------------------ Возможные варианты поступков
Что она должна сделать? ------------------------------------------------------------------------------------------------ Культурные или моральные установки и ожидания
Что она держит в руках? -------------------------------------------------------------------------------------------------- Возможные инструменты или способности
На что она смотрит? ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Фокус или намерение
Что делает этот предмет? Для чего он используется? -------------------------------------------------------- Возможные действия или намерения; функциональность
Каково ее отношение к (конкретной вещи или человеку) на карте? --------------------------------------- Взаимодействие и связи
Что она сделает (или может сделать) с...? ------------------------------------------------------------------------- Возможности
Как фигуры на карте относятся к...? ---------------------------------------------------------------------------------- Эмоции
Из-за чего она чувствует? (грусть/счастье/сожаление — используйте слова вопрошающего) --- Стимулы эмоций
Каково настроение или атмосфера вокруг? ------------------------------------------------------------------------ Проецируемые эмоции
Где вы на этой карте? ----------------------------------------------------------------------------------------------------- Чувство собственного «Я» (Спросите после того, как
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- опишете фигуры)
В чем вы поступаете, как эта фигура? ------------------------------------------------------------------------------- Продолжительное поведение
Где это происходит в вашей жизни прямо сейчас? -------------------------------------------------------------- Важность и конкретный контекст
В чем истинность этого? -------------------------------------------------------------------------------------------------- Оценочное восприятие
Как фигура оказалась в этой ситуации? ----------------------------------------------------------------------------- Предыстория и мотивации
Каковы были самые недавние проявления подобного? -------------------------------------------------------- Важное прошлое
Как это может произойти в ближайшем будущем? --------------------------------------------------------------- Ожидаемое будущее
Правда ли это? Вы можете быть в этом совершенно уверены? --------------------------------------------- Факты, отделенные от трактовок или предположений
Как эта ситуация вам служит? Что вы из нее получаете? ------------------------------------------------------ Выгоды и ценности
Почему это ____ (хорошо/плохо/страшно)? Что делает это ____? ------------------------------------------ Оценки и допущения
Какими могут быть ____ (матери/начальники/воссоединения)? ---------------------------------------------- Пояснения; картины прошлого
Если она не ___ , то что она? -------------------------------------------------------------------------------------------- Позитивное и негативное
В чем истинность сказанного вами только что? ------------------------------------------------------------------- Подсознательная мудрость (Задается, когда
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- вопрошающий пользуется остротами, для того, чтобы
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- отвлечь шутками и отступлениями от темы вас).
Аномалии и «Слепое пятно».
Аномалия — это нечто отклоняющееся от нормы и тем самым привлекающее. К примеру, если вопрошающий говорит, что фигуры на Двойке Кубков отталкиваются друг от друга (а не притягиваются), обязательно уточните, почему он так решил. Вы можете сказать: «Обычно Двойка Кубков обозначает сближение в отношения^ но я вижу, что вам кажется, будто что-то мешает им. Они (фигуры на карте) это осознают? Как они относятся к этому? Происходит ли подобное в вашей жизни?»
Вы можете противопоставить мнению вопрошающего нечто более традиционное, но непременно подчеркните важность его наблюдений. Случается, что вопрошающий полностью игнорирует нечто очевидное. Подобным реакциям следует придавать большое значение, просто и прямо укажите на них. Например: «Вы ни разу не упомянули, что у них в руках кубки. Любопытно, отчего. Расскажите об этом». Когда вы читаете расклад для себя, также будьте внимательны ко всему, что упустили.
Превращение ключевых слов и значений в вопросы
Вы можете составлять вопросы из собственных ассоциаций и ключевых слов, но не ли¬шайте вопрошающего возможности принять или отвергнуть их. Например:
«Некоторые считают, что Рыцарь Жезлов полон ярости. Вам он таким не кажется? Вам нравится это качество или кажется чрезмерным?»
Или: «Одно из ключевых слов Мага — общение. Считаете ли вы это логичным? Что он, по-вашему, говорит?»
Или: «По-моему, это говорит о . А вы как думаете?»
Когда вы читаете для себя, опирайтесь на книжные интерпретации. Попробуйте превратить их в вопросы к самому себе. Подробнее мы рассмотрим это на следующем Шаге.
Контраст
Иногда стоит прибегать к прямому антагонизму или контрасту, чтобы помочь вопрошающему в его формулировках. Например, когда людям трудно разобраться в эмоциях, попробуйте путь от противного: «Фигура на Двойке Мечей счастлива и расслаблена? Нет? Тогда что она чувствует?» Вдобавок таким образом вопрошающий оказывается прав, а вы — нет.
Вот пара способов использования принципа контраста на примере Шестерки Монет из Таро «Средневековых Чар» Нигеля Джексона.
Читающий: Человек на карте одинок?
Вопрошающий: Нет, вокруг него стаи птиц, которые как будто просят крошек. Читающий: Где в своей жизни вы просите крошек?
Или:
Читающий: День теплый?
Вопрошающий: Не очень. На земле лежит снег, но небо выглядит ясным и ярким, как надежда среди мрака.
Читающий: Где в вашей жизни мрак?
Вопрошающий: Мой брак сейчас кажется мне очень мрачным.
Читающий: Вы сказали, что карта изображает надежду среди мрака. В чем надежда в вашей ситуации?
УПРАЖНЕНИЕ 9:3
1. На основе таблицы, приведенной выше, задавай¬те себе вопросы об избранной карте или любой другой, которую вы хотели бы изучить.
2. Назовите несколько событий, которые не происходят на вашей карте. Превратите их в вопросы с ва¬риантами ответа да/нет. Отвечайте деталями, которые исправляют это «ошибочное» впечатление.
Возможные ответы на упражнения Шага 9.
Упражнение 9:2
Это примеры вопросов, основанных на Двойке Мечей и диалоге читающего и вопрошающего.
□ Как вы относитесь к морю у вас за спиной? (В отличие от вопроса: «Вы осознаете, что у вас за спиной море?»)
□ Для чего ваши руки скрещены на груди? (Не стоит допускать, что это означает самозащиту.)
□ Что вы делаете этими мечами? Для чего они?
□ Что приводит вас к мысли, что фшура несчастна?
□ Кого вы защищаете?
□ Что вы получите, если будете удерживать мечи «несмотря ни на что»?
□ Что вы потеряете?
□ Если вас что-то преследует, как превращение в статую вам поможет?
□ Обратите внимание на повязку на глазах: что вы не хотите видеть или знать?