Галька... говорит с нами на собственном языке и рассказывает историю реки, но для того, чтобы ее понять, нужно уметь читать душу вещей.
Мильтон Альберто Поттенджер, «Символизм: трактат о душе вещей»
Путь ученика На этом Шаге вы ведете диалог с фигурами на карте, а карты беседуют друг с другом. Это наилучший способ получения совета от Таро, потому как у каждой изображенной на них фигуры есть своя собственная цель. Этот Шаг поможет вам осознать, в чем именно состоят эти цели, и вы сами сможете решить, какому совету следовать.
Я впервые обнаружила силу диалогов давным-давно, когда направлялась с визитом к Джессике, недавно переехавшей в другой город. Перед отъездом наш общий друг, Брайан, сказал мне, что встречался с Джессикой, но внезапно разорвал отношения без всяких объяснений. Он хотел чтобы я знала, почему он это сделал. Когда я приехала к Джессике, она рас¬сказала мне свой взгляд на эту историю и еще что для облегчения боли она написала Брайану сердитое письмо, которое так и осталось неотправленным. К собственному удивлению, она спонтанно написала себе от него ответ. Когда она прочитала его мне, я была поражена, по¬тому что оно в точности соответствовало тому, что рассказывал мне Брайан. Даже когда нам больно или когда мы сердимся, какая-то часть нас знает о мотивациях других больше, чем мы себе представляем. Тем не менее мы предпочитаем думать нечто вроде: «Он сделал это просто из подлости» или: «Я не понимаю, почему она ушла, ведь я давал ей все».
Вы можете не осознавать, как много разных голосов, потребностей и образов мыслей существует в вас единовременно. Я говорю не о разных личностях, а о совершенно естественных процессах возникновения конфликтующих желаний и реакций. К примеру: «Я хочу похудеть, но всего один кусочек шоколада не повредит». Какая часть вас хочет потерять вес, а какая хочет шоколада, и какая из вас стыдится того, что вы его едите? В раскладе часто фигурируют эти разные части вас: голос прошлого, голос ваших надежд и страхов, голос выбора А и голос выбора Б. Старшие Арканы говорят разнообразными голосами вашего высшего «Я», и диалог с ними может открыть доступ к этой внутренней мудрости. Персонифицируя фигуры и предметы на картах Таро, вы можете спроецировать на них свои скрытые чувства и характеристики.
Вы можете разговаривать с любым из этих внутренних голосов и узнать, чего они хотят. Вы можете говорить даже с неодушевленными предметами. Техника диалога с вещами заимствована из гештальт-терапии и работы со снами, где все во сне — часть самого человека. Цель гештальт-терапии — осознание или инсайт, который возникает, когда вы обретаете понимание важности ваших отношений. Когда грани вашей личности связываются воедино, образуя нечто целое, большее, чем сумма всех частей, это целое и называется гештальтом.
Использование диалога при чтении: ПовешенныйНе забывайте фиксировать диалоги в своем журнале Таро. Благодаря этому нечто изначально глупое, бессмысленное или неважное можно освежить в памяти позднее и увидеть скрытую мудрость.
Как читающий Таро, вы можете задавать вопросы и вести вопрошающего сквозь диалог. Я почти всегда вовлекаю вопрошающего в диалог с картами или между картами.
К примеру, пусть вопрошающий спросит у Повешенного, как выглядит ситуация с его «перевернутого» ракурса, или что он прячет в руках, которые держит за спиной. Возможно, вопрошающий ответит: «Он считает, что я слишком много трачу, и поэтому прячет чековую книжку». (Люди часто избегают говорить с картой напрямую.)
Не перебивайте, но поддержите это понимание, а затем попросите повторить сказанное так, словно вопрошающий и есть Повешенный. Объем информации увеличится. Повешенный теперь сможет сказать: «Ты слишком много тратишь. Думаю, твои покупки неразумны и бесполезны. У меня ощущение, что мне нужно держать чековую книжку подальше от тебя и скрывать от тебя часть ресурсов, чтобы обуздать твои расходы».
Допустим, с учетом позиции и обстоятельств, Повешенный — это супруг вопрошаю-щей. Вопрошающая понимает точку зрения Повешенного, и одна из ее частей согласна с супругом. Собственная манера расходовать деньги может ее даже пугать. Неудивительно, что она вышла замуж за человека, который ее подавляет. Проекции позволяют ей пренебрегать личной ответственностью, выставляя супруга в роли злодея. Может быть она жертвует своим супругом (Повешенным), чтобы скрывать от себя собственные страхи? И чем ей нужно пожертвовать в себе? Это сложные вопросы, которые можно изучить в диалоге, но, несомненно, они приведут к сути проблемы.
УПРАЖНЕНИЕ 15:1Возьмите избранную карту и поговорите с фигурами или предметами на ней. Спросите у фигур, что они делают, чего хотят и чему согласны вас научить. Вы также можете попросить у них совета по поводу вашей проблемы. Спросите у предметов и объектов, для чего они, как могут вам помочь и что представляют в вашей жизни.
читать дальше
Путь адепта
Вы мотете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться н нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.
Проекция и тень
Проекция — это психологический термин для подсознательного переноса личностных черт, которые вы не хотите признавать в себе, на других людей. Посредством проекции вы выносите вовне внутреннее психическое качество. Вот к чему вы обращаетесь в этих диалогах.
Не признаваемая часть себя называется в юнгианской психологии тенью. Тень — это аспект внутреннего «Я», который подавляется, отрицается и не признается сознанием. Самый простой способ осознать тень — обратить внимание на то, что вас особенно восхищает или что меньше всего нравится в других. Тень может представлять как «яркие» или желаемые качества, так и «темные» или нежелательные. Если вы говорите: «Я хо¬тела бы петь так же хорошо, как Элен», то вы проецируете на Элен свою внутреннюю певицу — ту, которой были бы, если бы не лишали себя удовольствия от собственного пения. Эта способность может быть у вас совершенно неразвита, но вы не могли бы при¬знать таланты Элен, не имея певицу внутри. Точно так же, если вы порицаете кого-то за предвзятость мнений, то вы проецируете на этого человека свою личную склонность к предвзятости. С точки зрения психологии, именно ваша неприязнь к качествам, которые вам не нравятся в себе, заставляют вас клеймить их в других. Это один из взглядов на афоризм «сам себе злейший враг». Признать своего внутреннего врага — ключ к сочувствию. Это не значит, что вы не должны действовать, когда видите что-то неправильное и возмутительное, но ваши стремления обретут большую ясность, если будут направлены против поведения, а не человека.
Таким образом, все, что вы видите на картах, даже описывая Королеву Жезлов как своего начальника или Мага как любовника, — все это вы. В том числе и предметы: меч Справедливости — это вы, и цепь Дьявола — это вы.
Анима и анимус
Вы также проецируете на других неосознанные качества, ассоциируемые с противоположным полом. Анима представляет женские аспекты, отношение и чувства человека, у которого преимущественно мужская душа, а анимус — мужские аспекты человека с преимущественно женской душой. Это качества и стремления, обычно остающиеся не-реализованными. Они основаны на всех ваших взаимодействиях с людьми противоположного пола, начиная с ваших родителей. Часть привязанности или отрицания в отношении других людей — это результат того, насколько хорошо эти люди соответствуют вашему внутреннему образу. И хотя в мужчинах и женщинах это проявляется по-разному, самая положительная функция анимы и анимуса — вдохновение.
Диалоги с фигурами противоположного пола на картах Таро позволяют вам рас-познать эти характеристики в себе, тем самым предоставляя больший выбор поступков, которые вы прежде не рассматривали как возможные.
Признание, благодарность и переговоры
Большинство фигур Таро являют собой отношения, субличности и энергии, которые желают быть услышанными и признанными. Сделав это, вы чувствуете себя свободным. К примеру, вопрошающая из предыдущего примера могла бы ответить Повешенному: «Я благодарна тебе за то, что ты берешься за такую сложную задачу — держишь оппозицию и урезониваешь меня, даже когда я сержусь. Но мне неприятна мысль, что тебе приходится что-то от меня скрывать. Что могло бы изменить это?»
Благодарность открывает перед вами множество новых возможностей. За что вы благодарны? После того как вы признаете чей-то дар, он становится доступным для вас.
Свой первый расклад я делала для женщины, которая меня подавляла: она отрицала каждое мое слово, требовала уделить ей больше времени и, в конце концов, заявила, что хочет услышать прорицание, а не чтение карт, так что платить она не станет. После того как она ушла, я решила, что мне необходимо ее поблагодарить, хотя я и не знала, за что. Сделав это, я поняла: мне следует сообщать о моем необычном методе интерактивного чтения будущим клиентам заранее. Тем самым у нас появлялось бы устное соглашение. С тех пор лишь несколько клиентов решило, что хотят не этого. Остальные соглашались и впоследствии активнее включались в процесс.
Рассмотрим на примере Пятерки Жезлов то, как согласие и переговоры могут быть эффективными, даже если проходят между разными частями одной карты. Я называю такие карты картами-совещаниями. Пятерка Жезлов напоминает мне о мальчишеской драке: начинается весело, но рано или поздно кто-то непременно убегает домой в слезах.
Хотя эта карта, несомненно, может описывать некую внешнюю ситуацию, скажем, спортивный матч, она также может также представлять пять частей души, которые сражаются за внимание, желая быть услышанными и учтенными. (На Шестерке Жезлов одна из точек зрения возобладала.) Я часто рекомендую вопрошающим назвать пять частей себя, которые хотели бы, чтобы произошло пять разных событий. Им больше не нужно участвовать в распре (таково ключевое слово, которое дал этой карте Кроули), потому что вопрошающий слушает. Иногда я прошу человека рассказать, как эти части личности выглядят и как ведут себя. Мы приглашаем их за стол, и вопрошающий беседует с каждой. После мы их благодарим. Обычно это не столь сложная дилемма, какой казалась поначалу, и распря превращается в стремление.
УПРАЖНЕНИЕ 15:2
Попробуйте провести переговоры между вами и фигурой на карте или между несколькими разными элементами на ней. По возможности установите какое-либо соглашение. Поблагодарите фигуры за их инсайты.
Вновь Жрица и Император
Вернемся к знакомому примеру — Жрице и Императору из предыдущего Шага. Мы искали способ примирить и успокоить двоих людей после спора. Узнав достоинства этих карт, мы выяснили, что стихии их противоположные — Вода и Огонь. Они склонны видеть слабости и недостатки друг друга, и им нелегко принять чужую точку зрения. Давайте посмотрим, что получится, если вы с ними заговорите.
Вопрошающий: Жрица, чему я могу научиться у тебя?
Жрица: Жить в мире и не быть поспешным в своих суждениях. Ищи наставлений у мудрого друга; будь восприимчивым и благодарным.
Вопрошающий: Император, у тебя есть качества, которые мне нужно отпустить. Что ты думаешь об этом?
Император: Я ничего не отпускаю. Я здесь высший правитель, и я требую уважения. Если кто-то доставляет мне неудовольствие, я могу его покарать.
Вопрошающий: Жрица, что ты думаешь о совете Императора?
Жрица: Я не хочу ни о ком говорить плохо, но он слишком эгоистичен. Он никогда не уступает и не обращает внимания на чувства, даже на свои собственные.
Вопрошающий: Император, что получится, если я последую совету Жрицы?
Император: Она слаба. Ее легко разжалобить и получить сочувствие. Но когда дело касается безопасности государства, она не сможет предложить ничего стоящего. Если хочешь чего-то добиться, тебе придется делать это самому. Не слушай ее.
Мы можем попытаться разрешить спор, переведя его на другой уровень.
Вопрошающий: Император, если мне придется тебя отпустить, что будет лучшим, что я получу от Жрицы?
Император: Хотя она принесет мало пользы в защите замка, но всегда будет рядом, стоит только позвать. Она может напомнить тебе о высшем и духовном, например, о долгосрочном эффекте твоих поступков. В том, что она говорит, есть своя мудрость.
Вопрошающий: Жрица, какие качества Императора стоит сохранить?
Жрица: Он принимает ответственность за свои поступки. Он знает, как вести дела к завершению. Он берется за сложную работу и всегда надежен.
Если вам нужна помощь, чтобы задать вопросы, вернитесь к Шагу 9.
УПРАЖНЕНИЕ 15:3
Перетасуйте колоду и вытяните вторую карту, которая будет представлять то, что противостоит вашей избранной карте. (Или вытяните две карты, представляющие существующие в вас противоречивые силы.) Пройдите заново несколько Шагов, чтобы получить исходные инсайты о новой карте или картах, — лучше всего быстро пройти Шаги с 1 по 7. Затем поговорите с каждой картой, чтобы узнать их цели и противоречия. (Если у вас две карты одной стихии или дружеских стихий, как выражена идея оппозиции?) Вы можете найти способ договориться с фигурами так, чтобы они оказывали вам поддержку?
Вновь две королевы
В последнем примере рассмотрим расклад на три карты из предыдущего Шага: Королева Мечей как ваше прошлое, Туз Мечей — ближайшее будущее, а Королева Пентаклей — результат. Допустим, что две королевы — это разные аспекты вашей личности. Прилюдно вы ведете себя как Королева Мечей, но приобретаете все больше сходства с Королевой Пентаклей. Давайте представим, что они могут сказать друг Другу.
Королева Пентаклей: Мадам, я бы хотела, чтобы вы опустили меч. Разве вы недостаточно сокрушили? Настало время наслаждаться моим прекрасно налаженным бизнесом и капиталом.
Королева Мечей: Миссис Пентакль, вся ваша прибыль — благодаря моей экономии. Вы можете считать себя практичной, но роскошь и общество влекут вас. Должен же хоть кто-то оставаться трезвым и практичным.
Королева Пентаклей: Да, и вы постарались отсечь своим мечом все мои связи.
Королева Мечей: Лишь те, что вредили вам. Кому нужны слабаки и приживалы?
Королева Пентаклей: Мне нравится делиться своим богатством.
Королева Мечей: Ну, тогда я снова возьмусь за меч. Вы же знаете, что новый работник не окупает себя и его нужно уволить. Вы сделаете это?
Королева Пентаклей: Мне неприятна такая жестокость.
Королева Мечей: Но вы позволяете это мне, потому что знаете, что это необходимо, а сами развлекаетесь и радуетесь жизни.
Королева Пентаклей: Я признаю, что после этого атмосфера в офисе улучшится, и мы все сможем расслабиться. Может быть, я угощу работников ужином после того, как вы избавитесь за меня от мертвого груза.
Если вопрошающий утверждает, что Королева Мечей — это не он, то узнайте, кто еще в его жизни больше всего похож на эту фигуру. После того как личность будет установлена, вопрошающему нужно представить характер этого человека, чтобы более эффективно взмахивать Тузом Мечей в ближайшем будущем (на что указывает расклад). Королева Мечей знает, как применять Туз Мечей наилучшим образом. Это позволяет вопрошающему «освоить» часть себя, которая раньше лишь проецировалась на других. Однако если в энергии Мечей нет необходимости, нет нужды и принимать эти качества.
УПРАЖНЕНИЕ 15:4
Выберите и выполните вариант 1 или 2.
Вариант 1. Проведите диалог фигуры на вашей избранной карте с одной или более фигурами с другой вытянутой ранее карты.
Вариант 2. Посмотрите на придворные карты, лежащие рубашкой вниз, и выберите две, представляющие разные аспекты вашей личности, и третью каргу, из числа Младших Арканов, которая будет представлять ситуацию.
Пусть две карты обсудят между собой свои взгляды на ситуацию (третью карту). Пусть они указывают слабости и уязвимые места друг друга, а также то, чем каждый из них может помочь другому. Как вы можете использовать их инсайты в ситуации? С какой из придворных карт вы могли бы идентифицировать себя?
Разрешение конфликтов
Помните, что вам не нужно ничего «исправлять». Разрешение конфликта может произойти естественным образом, просто потому, что вы осознаете внутреннее напряжение и то, как оно может сказываться на вашей жизни. Обдумайте, что в ситуации полезно вам, а что вас ограничивает. Благодаря диалогу вы можете узнать о скрытых чертах своей личности — ее существе, целях, о том, что ей нужно, чтобы трансформировать условный рефлекс в зрелые обдуманные поступки.