В жизни важно, чтобы вам выпали удачные нарты, но еще важнее умело сыграть теми, что у вас уже есть на рунах.
Джош Биллингс
Путь ученикаНа этом этапе изучается все поле значений карты — от наиболее благоприятных до самых проблематичных. Здесь рассматриваются все качества, идеи и смыслы, которые может означать карта, и демонстрируется вероятность их выпадания. Диапазон, или спектр смыслов, подчеркивает энергию карты. Вы познакомитесь с двумя разными способами работать с полным диапазоном карты и научитесь переходить от одного значения к другому в пределах диапазона. Ваша задача — узнать следующее:
□ каков объем диапазона;
□ где вы находитесь в рамках диапазона;
□ где в диапазоне вы хотите быть;
□ как переходить от одного значения в диапазоне к другому;
□ и — самое главное — как свободно передвигаться внутри диапазона и учиться на полном спектре значений любой карты.
Крайние точкиВ сущности, диапазон представляет собой отрезок между противоположными полюсами. Эти два полюса можно концептуализировать следующим образом:
Преимущество --------------------------------------------------------------------Недостаток
За----------------------- Безопасность ------------- Против --------------------- Опасность
Помогает ------------ Эффективность ---------- Создает проблемы ---- Неэффективность
Хорошо -------------- Полезность ---------------- Плохо ---------------------- Бесполезность
Поддерживает ---- Зрелость -------------------- Мешает -------------------- Незрелость
Способствует ----- Развитие ------------------- Препятствует ------------ Застой
Желательно ------- Здоровье ------------------- Нежелательно ----------- Болезнь
Лучше --------------- Предпочтительно --------- Хуже ------------------------ Вредоносно
Приобретение ---- Приятно ---------------------- Потеря --------------------- Неприятно
Успех ---------------- Ценно ------------------------- Провал --------------------- Лишено цены
Безопасность ----- Безопасность --------------- Против --------------------- Опасность
Эффективность -- Эффективность ----------- Создает проблемы ----- Неэффективность
Полезность -------- Полезность ----------------- Плохо ----------------------- Бесполезность
Зрелость ----------- Зрелость -------------------- Мешает --------------------- Незрелость
Развитие ------------ Развитие ------------------- Препятствует ------------- Застой
Здоровье ----------- Здоровье -------------------- Нежелательно ------------ Болезнь
Предпочтительно - Предпочтительно ------- Хуже ------------------------- Вредоносно
Приятно ------------- Приятно --------------------- Потеря ---------------------- Неприятно
Ценно ---------------- Ценно ------------------------ Провал ---------------------- Лишено цены
Итак, диапазон значений простирается от понятий «преимущество» или «помощь» для одного полюса и «помеха» или «проблема» для другого. Полюса эти максимально отличают успех и благополучие от того, что затруднительно и не полезно для вас. Например, наиболее благоприятное значение карты Солнце — успех, просвещение и радость. На другом полюсе диапазона значений находятся крайний эгоизм, непонимание и выгорание. У Тройки Мечей главные помехи — это печаль, эмоциональная боль и разлад, тогда как полезные значения — освобождение, творческое выражение и инсайты.
УПРАЖНЕНИЕ 11:1Назовите несколько преимуществ и помех для следующих карт (вероятные ответы можно найти в конце этого Шага):
□ Девятка Пентаклей;
□ Паж Мечей;
□ Колесница.
Шкала преимуществ и помехПредставьте, что у вас есть некая шкала преимуществ и помех, в которой можно расположить все значения одной карты. Таким образом можно узнать, где в настоящее время вы находитесь согласно этой шкале.
читать дальше![](http://static.diary.ru/userdir/5/5/6/6/55662/81937903.png)
УПРАЖНЕНИЕ 11:2
1. Вытяните руку перед собой перпендикулярно телу. Согните ее в локте так, чтобы предплечье и кисть указывали вверх и могли свободно покачиваться по дуге справа налево, как стрелка индикатора на шкале. Решите, какая часть света будет обозначать преимущества вашей избранной карты, а какая — помехи. Объявите об этом вслух. Например, если ваша карта — Башня, махните рукой к наиболее благоприятной точке дуги (допустим, направо) и скажите, например: «Прорыв к просветлению». Махните рукой к наиболее проблемной точке (налево) и скажите: «Внезапная опасность». Попробуйте лучшие и худшие сценарии вашей ситуации.
2. Двигайте рукой туда-сюда, пока не «почувствуете», где находитесь в настоящий момент (в диапазоне между преимуществами и помехами). Не анализируйте; просто позвольте своей руке естественным образом достичь этой точки. Теперь представьте все возможные значения карты, последовательно от лучшего к худшему. Какое значение карты окажется в точности в той точке, на которую указывает ваша рука? Назовите его вслух. Пример для Башни: вы можете быть в точке, которую интуитивно характеризуете как «ощущение шаткой почвы под ногами, ситуация, выходящая из-под контроля».
3. Поводите рукой, пока не найдете место, в котором хотели бы оказаться. Каково его значение в спектре возможностей? В нашем примере это, возможно, «сделать рывок и уволиться самому до того, как уволят меня». Что способно подтолкнуть вас перейти от текущего значения к предпочитаемому? С каким аспектом или аспектами карты вам нужно себя соотносить? Есть ли на карте изображение, которое могло бы вам помочь? Как вы можете его использовать?
Путь адепта
Вы мотете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться к нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.
Исследование препятствий
Иногда справляться с негативными значениями карты может быть нелегко. Но вместо того, чтобы поддаваться страху, постарайтесь приступить к делу, представляя худший вариант — по крайней мере, мысленно. Вы можете обнаружить, что все не так мрачно и безысходно, как думалось. Иногда приятно просто дать Башне взорваться! Когда я в первый раз сознательно расколотила тарелку об пол, это одновременно и угнетало, и придавало сил. И уж я точно больше этого не боюсь. Ролло Мэй в книге «Человек в поиске смысла» пишет о так называемом «парадоксальном намерении», технике преодоления неврозов и фобий, согласно которой вы намеренно усиливаете свой страх, чтобы освободиться от ожидания беды. Иногда нам хочется и необходимо почувствовать свою боль. Старый афоризм гласит: то, что люди считают трагедией, для богов лишь пьеса. Тут же вспоминаются и слова Карла Юнга: «Мы ничего не можем изменить, если этого не принимаем. Обвинения не освобождают, а подавляют». Юнг также говорил о так называемой энантиодромии, то есть склонности крайностей переходить одна в другую, например о превращении ситуации из плохой в хорошую. Пример, приведенный далее в этой главе, прекрасно иллюстрирует это.
УПРАЖНЕНИЕ 11:3
Рассмотрим точку помех на шкале вашей избранной карты. Как будет выглядеть самый худший сценарий? Как вы осознанно его воспринимаете, доводя до крайности? Поймите, что этот выход не является обязательным.
Значение — амеба
Эта метафора помогает понять общий диапазон значений карты, особенно когда множество карт влияют друг на друга. Представьте себе амебу, органическую и гибкую. Слово происходит от греческого ameibein, что означает «меняться». Представьте все поде значений карты в виде этой амебы. Амеба — это трехмерный кусок протоплазмы с одним или несколькими ядрами, но без какой-либо конкретной формы, и ограниченный гибкой мембраной. Когда вы вытягиваете карту, некоторые значения внутри амебы активируются, а другие игнорируются. Также в нее могут легко проникать личные значения. По мере накопления ваших знаний о карте амеба словно увеличивается, чтобы их вобрать. Форма ее меняется, чтобы это отразить.
Допустим, вы определили пять основных областей личного значения в карте. Они отмечены на диаграмме ниже (представьте ее трехмерной, а не плоской).
Когда вы работаете с несколькими картами, как бывает в раскладах, происходит очень интересный эффект. Хотя у каждой карты есть свои активные значения, основанные на вопросе и его положении в раскладе, связанные с ними карты будут магнетически притягиваться друг к другу схожими характеристиками и таким образом перекрывать друг друга. Можно сказать, что их активированные точки резонируют.
Все три карты перекрывают друг друга, объединяясь двумя активированными значениями, а у каждых двух карт есть по общей активированной области, кроме этого. Это то, на что следует обращать особенное внимание в раскладе, — значения, которые резонируют друг с другом.
На более поздних этапах мы рассмотрим так называемые «достоинства» — формальные способы определения таких резонансов на основе определенных принципов. Вы также можете растянуть амебу в шкалу преимуществ и помех и посмотреть, на какие точки шкалы приходятся активированные значения.
Расклад на трех картах
За упражнением 11:4 следует пример подробного изучения расклада на трех картах. Вы можете сначала прочитать пример или выполнить упражнение.
УПРАЖНЕНИЕ 11:4
Перетасуйте колоду, раскройте ее веером и вытяните две карты, спросив при этом: «Что поможет мне понять, что означает для меня избранная карта?» Быстро рассмотрите обе карты, используя Шаги от 1 до 10 (приложение 1, «Контрольный список двадцати одного способа»). Запишите свои инсайты и наиболее важные для вас значения этих двух новых карт.
□ Вы использовали в описании всех трех карт одни и те же слова (новые плюс из-бранная карта)?
□ Вы испытывали какие-либо схожие эмоции к нескольким из них?
□ Как каждая из карт соотносится с историями других карт?
□ Есть ли сходства в масти, численных значениях или группах?
Не использовали ли вы похожие метафоры?
□ Посмотрите на диапазон значений каждой карты: как они перекрываются?
Пример расклада на трех картах
Я начала с карты, которую вытянула на Шаге 2: Король Кубков из колоды «Легенд». Теперь я вытягиваю еще две случайные карты из хорошо перетасованной колоды, развернутой веером: это Рыцарь Кубков и Десятка Кубков. Все три карты — Кубки, стихия Воды, так что я представляю их в виде трех голубых водянистых амеб. У них много общего.
Я начну с того, что быстро проведу Короля Кубков по уже пройденным нами до сих пор Шагам. Карта называется «Король-рыбак».
На Шаге 2 я сделала о Короле Кубков следующее заявление от первого лица: «Справа от меня водопад несется сквозь горную расщелину и впадает в озеро в скалистых берегах, окруженное деревьями и травами. Я сижу на камне у пруда и держу в руках длинный шест, с которого в воду спускается леска. Синяя птица с желтой грудкой сидит на дереве справа от меня, за моей спиной». В дальнейшем я добавила, что он выглядит меланхоличным, и кажется, что он вспоминает нечто с легким сожалением или тоской. Поэтому я задаю вопрос: «В чем моя тоска?» — и получаю ответ: «Я упустил свой шанс». Подобные вопросы могут увести в дальние дали, а потому я быстро перехожу на следующий этап.
В своей сказке я прихожу на берег пруда, когда скипетр и корона начинают тяготить меня. Я не слишком увлечен рыбной ловлей, зато я внимаю птице, которая словно бы напоминает о том, «что могло бы быть», о дорогах, по которым я не пошел. Окружающая красота ничего не значит для меня. В последнее время я спрашиваю себя, что случилось бы, выбери я другой духовный путь, имеющий для меня большее значение.
Короли — это правление и внешнее мастерство, а Кубки — это настроение, поддержка и размышления, поэтому карта может означать управление своими чувствами, чтобы размышления были полезны. Поскольку это придворная карта, она говорит о роли, маске или моей субличности, которую я проецирую или не проецирую на других.
Если говорить метафорически, король «что-то ловит». Я превращаю это в вопрос и даю на него ответ: «Я ищу духовной поддержки, не замечая, что каждое мгновение жизни полноценно, и нужно полностью присутствовать в нем, не позволяя вниманию ускользать». Я ощущаю раздражение и отмечаю свое осуждение: раз я отвлекаюсь, значит, я ленива, что плохо.
Среди прочих значений в прилагающейся к колоде книге «Хранитель слов» я выделяю фразы: «хранитель, сильная вера, предвидение, художник и тайна», но настоящую дрожь узнавания ощущаю, когда автор Анна-Мария Фергюссон комментирует «ритуальное исцеление... которое обновляет». Суммируя значения из книги, я бы сказала, что я писатель, который изучает неуловимые тайны (ловит значения) в пруду Таро. Я жду инсайта, чтобы помочь своим читателям освоить навыки и принять миро¬воззрение, которое я считаю эффективным для поисков в глубинах личных значений и духовных смыслов.
Величайшие преимущества этой карты — это душевная мудрость и царственное мастерство, а величайшие препятствия — хмурое настроение и стремление уйти от реальности (в моем случае выражается в чтении мистических романов). С помощью шкалы я узнаю, что нахожусь ровно посередине, но я не статична, а покачиваюсь туда-сюда. Это покачивание и представляет собой суть моей проблемы. (Обратите внимание, что теперь я охватила все способы прочтения карты Таро, которые мы уже изучили.)
Приводимые ниже описания Рыцаря Кубков и Десятки Кубков — неполные, но сосредоточены на том, где происходит наложение, а где нет.
Рыцарь в сравнении с Королем более активен и менее зрел, но обе карты описывают энергии Воды/Кубков и мужчины/ян. Я, как женщина, также вижу в них два аспекта своего анимуса (внутреннего мужского начала моей души), особенно потому, что ни одна из этих карт не представляет какого-либо конкретного человека из моей жизни. Они также воплощают маскулинные аспекты водных знаков в моей астрологической карте, демонстрируя два способа освоения эмоционального и духовного мира.
На всех трех картах изображаются виды природы с водоемами. Это словно части одного и того же места, которое, по моим ощущениям, означает мое воображение и творческие силы бессознательного. Глядя на них, я ощущаю глубокий покой и безмятежность. И Король, и Рыцарь размышляют, но отвлекаются. На обеих придворных картах присутствуют животные (единорог и птица, каждое сочетает инстинктивное и духовное), и они осознают нечто, что неизвестно фигурам на картах и мне.
Мне приходит в голову, что рыцарь должен быть девственником, потому как едет на единороге, однако в моем сюжете его соблазняет водный дух, что может символизировать неразборчивые бурные эмоции. Это может относиться к моим медитациям, во время которых я пытаюсь просто следовать своему дыханию и не попадаться в поток мыслей, образов и эмоций.
Согласно книге, Рыцарь Кубков означает, что если я стану героем без страха и упрека, который гонится за романтическим идеалом, то осознаю свой конечный путь (согласно Фергюссон, это карта Галахада).
Положительные аспекты Рыцаря Кубков говорят о том, что мой путь за высоким и чистым идеалом (достижение истинного медитативного состояния) можно реализовать в душевной мудрости Короля. Помехами становятся лень (которая тоже есть у Короля) и соблазнение, то есть моя склонность к лени.
Синтезируя ключевые слова Десятки Кубков, я получаю воплощение эмоциональных желаний — или, по крайней мере, сон или видение об этом. Оно изображается в виде замка Грааля, который называется Корбеник, на островке посреди реки. Мое внимание привлекают желтые цветы, предвещающие весну, и то, что кажется мне птицей (но, скорее всего, является флагом).
В моем сюжете об этой карте рыцарь въезжает в замок, роскошный, но давным-давно заброшенный. Замок пуст, и рыцарь возвращается в красоты зеленых лесов. Поскольку на карте человеческой фигуры нет, я идентифицирую себя с самим замком — надежным, таинственным, уединенным. Я думаю о том, насколько уединяюсь в своих текстах, занятиях и обучении. Согласно книге Фергюссон, у безопасной жизни нет постоянного места, она состоит в духовном поиске. Помимо прочего, я либо не признаю ценность того, что находится прямо передо мной, либо из-за «греха» не достигаю величайшего своего желания. (Поскольку «грех» — это часть мировоззрения, из которого возникла легенда о Граале, но он не созвучен моему мировоззрению, я предпочитаю воспринимать его метафорически, как, скажем, «промах» в стрельбе из лука.)
Преимущества Десятки Кубков — домашний комфорт и исполнение желаний, в то время как ее помеха — то, что все это может оказаться недостижимой иллюзией. На шкале я ощущаю себя ближе к полюсу промаха, но дело здесь, скорее, не в иллюзиях, а в недостаточной ясности моих желаний. Я не хочу быть в пустом заброшенном замке. Мне нужно отряхивать пыль со своих умений каждый раз, когда я приступаю к занятиям медитацией, а это от меня часто ускользает.
Карты накладываются друг на друга с точки зрения обстановки и изолированности каждой из центральных фигур (в том числе и замка). Это очень похоже на мою жизнь во время работы. Я пускаюсь в одинокий путь, в котором нужно терпеливо ловить слова и концепции. Это внутренняя истина, а не внешняя, которой также часто пренебрегают, которую игнорируют или считают невозможной, однако это путь моей души.
Более полная информация об этих трех картах представлена на Шаге 00, «Полный круг», когда дальнейшие события откроют новые измерения в их толковании.
Возможные ответы на упражнения Шага 11
Упражнение 11:1
1. Девятка Пентаклей.
Примеры преимуществ: процветание, успех, достижения, досуг, удовольствие, благоразумие.
Примеры помех: ловушка, алчность, хищнические инстинкты, жадность.
2. Паж Мечей.
Примеры преимуществ: отважный, понимающий, остроумный, умный, любопытный, четко проводящий границы.
Примеры помех: защищающийся, параноидальный, скользкий, ядовитый, злобный, жертвенный.
3. Колесница.
Примеры преимуществ: победа, мастерство, контроль, прогресс, преодоление обстоятельств, рыцарство.
Примеры помех: война, агрессия, гнев, потеря контроля, расстройство, перепады настроения,
проблемы с автомобилем.