Воспринимая образы, мы в то же время непосредственно воспринимаем внутренние части себя, которые облачены в эти образы.
Роберт Джонсон, «Внутренняя работа»
Путь ученика На этом Шаге от вас требуется еще более пристальный взгляд на карту — и вновь пере-ключение на новый канал восприятия. Эта техника редко используется при чтении другим людям, но после того как вы ее воспримете, то освоите совершенно новый способ интеграции значений карты. В основе этого Шага лежит ваша собственная зарисовка карты (вторая часть Шага заведет вас еще дальше). Вы не только обнаружите детали, которых не замечали раньше, но и то, что в действительности выражает сообщение карты.
«Таро из палочек»С точки зрения личного инсайта, ни ваш статус как таролога, ни ваши художественные способности не имеют никакой важности — опыт этот одинаково хорош и для маститых практиков, и для начинающих. Если вы совсем уж не уверены в себе, начните с фигур из палочек и схематичного наброска. Тот, кто играл в «виселицу», вполне справится! Рисование всегда рождает специфические ощущения — это уникальный визуальный и физический гештальт, который трудно чем-либо заменить. Существуют черно-белые колоды, в которых вы сами раскрашиваете карты, обычно для того, чтобы лучше понять символику цветов. Хотя этот процесс сам по себе ценный, то, что предлагаю я, дает другие результата.
Колода Лара де Соузы «Таро из палочек» дает ясное представление о том, как много информации удается передать самым простым способом. Лар удивлялся тому, сколько людей изучают Таро по его колоде именно из-за простоты иллюстраций.
На карте Маг колоды де Соузы изображены стол, знаки мастей, цвета, знак бесконечности. Руки Мага находятся в характерном положении: указывают вверх и вниз. Пояс Мага представляет собой уробороса .(змею, кусающую себя за хвост). Таким образом, карта содержит все главные смысловые детали.
Шестерка Пентаклей заставила меня иначе взглянуть на эту карту. Люди полны энтузиазма, им весело. Стоящая фигура вполне может делиться духовной манной или вручать подарки восторженным детям, а не жалким нищим.
А вот и моя собственная попытка нарисовать в технике «палочек» версию Шута из колоды Таро «Творческого Воображения» Уильяма Блейка (выполненную художником Эдом Вареном). Я очень хорошо осознала, что именно играет важнейшую роль в каждой четверти карты, и как человек, собака и доисторический крокодил располагаются по важной энергетической кривой. Кроме того, я не помнила о солнце в левом верхнем углу (с противоположной стороны от аналогичной карты в версии Райдера-Уэйта-Смит).
Читая карты Таро «Корни Азии» художника Амнарта Кланпрачара, я обнаружила, что зарисовки действительно необходимы, поскольку иллюстрации получаются не такие, какими они кажутся поначалу. То, что выглядит украшением фона, может быть лицом человека или животным. На моем рисунке Девятки Пентаклей (справа) ветви дерева оказываются хоботами слонов, а листья — их глазами. Кое-что нельзя увидеть, пока не нарисуешь.
УПРАЖНЕНИЕ 16:1Выполните упрощенный набросок вашей избранной карты (или любой другой) любыми материалами и в любом стиле, который вам нравится. Достаточно простых каракуль. (Если соединить противоположные углы рисунка крест-накрест, вам будет легче расположить элементы на карточке.) Что вы увидели такого, чего не замечали раньше?
читать дальше
Путь адепта
Вы мотете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться и нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.
Простейшие детали
Отдельные карты Таро можно представить с помощью минимальных деталей. Однажды я сидела в кафе-мороженом в Сан-Франциско и смотрела на серию абстрактных картин, которые состояли из цветных геометрических форм, отдаленно напоминающих лица. Внезапно я осознала, что это Старшие Арканы и я легко узнаю каждый из них. Годы спустя я нашла серию «Каменного Таро», которая представляет собой глиняные прямоугольники, каждый из которых соответствовал одной из карт Старших Арканов. Их обозначали символические знаки, вытисненные на глине: знак бесконечности для Мага, лампа — для Отшельника, однако их было достаточно, чтобы определить карту.
УПРАЖНЕНИЕ 16:2
1. Какая геометрическая форма или символ могли бы безошибочно определить изображение вашей избранной карты (не считая номера или знака мастей) и позволили бы вам отличить его от остальных карт?
2. Какую фигуру или символ вы бы выбрали для каждого из Старших Арканов?
Рисование полного расклада
Когда вы переходите от рисования одной карты к рисованию целого расклада, порой про-исходят потрясающие вещи. Я очень рекомендую вам выполнить следующее упражнение. Это лучший инструмент для того, чтобы синтезировать значения карт.
Рисование трех карт
Много лет назад, когда я преподавала в Институте Омега в Райнбеке, Нью-Йорк, один человек показал мне свой журнал по Таро. На каждой странице он изображал отдельный расклад типа «Кельтский Крест», полностью его зарисовывая. Угадать знакомый расклад было легко, но он стирал границы карт, благодаря чему сцены проникали одна в другую и фигуры взаимодействовали. Его простые линейные рисунки были активными, выразительными и шутливыми. Они напоминали средневековые иллюстрации, которые передают последовательность событий. Когда я похвалила качество его рисунков, он возразил мне: любой на это способен. Долгое время я вспоминала эти волшебные рисунки, однако до сих пор не моту представить, что сделала бы нечто подобное.
Однажды ученица спросила меня, как ей научиться интегрировать значения карт в раскладе. Просьба была вполне обычной, и я предложила группе сделать рисунки трехкарточного расклада. Это был чистой воды эксперимент. Совершенства исполнения не требовалось, все происходило в рамках игры; я достала огромную коробку из ста двадцати восьми цветных карандашей. Эксперимент превзошел самые смелые ожидания и стал моим любимым инструментом обучения и любимым способом получения моих собственных инсайтов.
Несколько человек попытались уклониться от процесса, оставив лишь каракули и абстракции, но они оказались не менее эффективными. Убрав границы с карт и позволяя фигурам быть рядом, в итоге вы получаете динамическую картину взаимопроникновения, буквального и фигурального.
Рисунок обычно удается лучше всего, если выполнять его на стандартном листе бумаги цветными карандашами. (Акварельные цветные карандаши или цветные маркеры добавят дополнительный эффект.) Я рекомендую вам не пользоваться ручками или простыми карандашами и позволить себе максимальную творческую свободу.
Эффективнее работать в масштабе, превосходящем оригинал (карту), и свободно подбирать цвета — следуя оригиналу или нет, как вам подсказывает ваша интуиция.
Работа с разными колодами дает поразительные результаты. Таро «Творческого Воображения» Уильяма Блейка побудило меня рисовать пейзажи из грез, полные энергии, даже смешивая цвета (что сильно отличается от рисунков из палочек, описанных выше). Таро «Нефертари» стало сюрреалистичным. Мои рисунки по колоде Райдера-Уэйта-Смит, на-против, были буквальными копиями, возможно, лишь с более выразительной мимикой.
Один из рисунков объединяет Пажа Кубков, Пятерку Кубков и Двойку Пентаклей из колоды Райдера-Уэйта-Смит. Паж Кубков неумело жонглирует несколькими губками, но роняет и бьет их; выброшенная рыба бьется и трепещет на берегу реки. Таким образом, жонглер с Двойки Пентаклей превратился в Пажа Кубков, опечаленного своей неловкостью. Теперь мы знаем, кто опрокинул Пятерку Кубков!
На этом синтезированном рисунке (Смерть, Шестерка Мечей и Двойка Пентаклей) обычные фигуры заменены. Скелет управляет лодкой, используя вместо весла косу, жонглер манипулирует двумя Пентаклями. У закатного горизонта солнце обрамлено мечами.
Из Башни, Шута и Шестерки Жезлов складывается сцена, похожая на сказку про Рапунцель, спускавшую длинные косы из окна башни: Шут склоняется из окна, вручая белую розу всаднику (с Шестерки Жезлов). Молния поражает Шута в рот. Вскоре после составления этого рисунка человек, выполнивший его, расторг тяготивший его брак.
УПРАЖНЕНИЕ 16:3
Часть I. Рисунок по трем картам
Необходимые материалы:
□ стандартный белый лист бумаги;
□ цветные карандаши — как можно больше цветов;
□ расклад на три карты;
□ ограничение по времени — двадцать минут (можно продлить по желанию). Возьмите три карты и передвигайте их, меняя порядок, складывая из них пирамиду и даже
накладывая одну на другую. Ищите то, что привлечет ваше внимание. Представьте, что границы карт рассеиваются. Какой из пейзажей доминирует? Какая фигура, форма или здание выходят на передний план? Может ли предмет с одной карты присутствовать в другой?
Начните свой рисунок, как только получите малейший намек на образ или тему, — не ждите, пока представите картинку целиком. Она случится сама по себе. Пусть ее элементы вас удивляют. С помощью светлых карандашей можно наметить фигуры из палочек, добавляя детали позже.
Вам не нужно зарисовывать все фигуры и объекты. Их размер может варьироваться. Сцены могут перекрывать друг друга. Необязательно поддерживать «правильное» количество знаков мастей (Кубки, Жезлы и т. д.), хотя оно может сохраняться. Иногда изображения образуют последовательность событий; будьте осторожны, однако, чтобы не увлечься рисованием каждой карты как отдельной сцены, — вам нужно получить один целостный сюжет.
Ограничение по времени в двадцать минут поможет вам сосредоточиться. Вам не нужно заранее планировать рисунок или, вообще, излишне пристально контролировать свои действия. Доверьтесь интуиции. Вы можете затонировать небо, землю и другие большие участки белого поля боковой гранью карандаша, чтобы объединить детали рисунка. Если вы заканчиваете преждевременно, добавьте детали или больше цвета.
Вы можете рисовать самостоятельно, однако работа в группе усилит ваши инсайты во время мозгового штурма и обсуждения итогов.
Часть II. Работа с вашим рисунком
Теперь настало время поработать с рисунком. Увлекательным будет обсуждение его с другими людьми, которые сразу замечают то, чего не видите вы. Результаты непременно фиксируйте в своем журнале. Нижеприведенные вопросы помогут вам. Ответьте
на несколько из них или на все, по желанию. Можно применять большую часть техник интерпретации снов. Сосредоточьтесь на своем рисунке, хотя можно также сравнить его с оригиналом. Попробуйте взглянуть на рисунок со стороны.
1. Опишите свой рисунок.
□ Что на нем происходит?
□ Как вы перешли от карты к рисунку?
О Вас что-нибудь удивляет?
2. Отметьте перечисленное ниже и возможное значение этого.
□ Преобладающие цвета (см. Шаг 13, «Символы»),
□ Потоки энергии (по кругу, зигзагом, группами).
□ Направление движения, линии взгляда.
□ Расстояние между объектами (чем ближе, тем больше связаны).
□ Относительные размеры (между людьми и вещами).
□ Случайности (например, недостаточно места для головы фигуры).
3. Найдите основной фокус — место, которое сильнее всего притягивает взгляд.
□ На что это указывает с точки зрения вас самих?
□ Где настоящий центр рисунка? Как он относится к фокусу?
□ Что служит прочими местами скопления энергии, и где они находятся?
□ Обдумайте следующее (хотя не все всегда уместно):
— левое как прошлое; центр как настоящее; правое как будущее;
— вверху — духовное или высшее сознание; внизу — подсознание;
— передний план — доминирующее, активное, текущее;
— фон — отдаленное, за сценой, менее эффективное.
4. Где вы присутствуете на рисунке, кто или что вас изображает?
□ Что вы делаете?
О Что вы чувствуете?
□ Что вы хотите, что вам нужно?
□ Куда вы хотите пойти или что вы хотите делать дальше?
5. Кто или что — другие фигуры?
□ Каково взаимодействие между «вами» из пункта 4 и этими фигурами?
□ Каким образом эти фигуры (и предметы) также являются вами?
6. Каковы самые большие проблемы, препятствия или места застоя энергии?
7. Чего на рисунке не хватает?
8. Каковы задачи или возможности на вашем рисунке?
□ Есть ли что-то, что нужно изменить, чтобы вы почувствовали себя сильнее? Закончите сеанс, пометив на обороте рисунка следующее:
— дата (и при желании короткие пометки о месте и/или обстоятельствах);
— какая колода использовалась;
— три карты;
— название рисунка;
— краткое содержание, в одно предложение: от первого лица, в настоящем времени. Это сделайте обязательно!
— действие: задача или ритуал, которые подсказывает работа и которые вы теперь обязуетесь сделать в течение следующих сорока восьми часов (см. Шаг 21).
Вернитесь к своему рисунку и краткому изложению через несколько недель, а потом через несколько месяцев и через год. Обращайте внимание на все новые инсайты.
Куда двигаться дальше
В следующий раз, когда вы будете делать расклад (после того как вы уже попробовали рисовать три карты), попробуйте применить новые навыки. Найдите три самые важные (или неясные для вас) карты в вашем раскладе и представьте, что их границы рассеиваются, сцены сливаются и фигуры взаимодействуют или принимают характеристики друг друга. Посмотрите, не проступит ли центральная тема и ключ к раскладу благодаря интеграции отдельных элементов. Позиции в раскладе могут уточнять нюансы вашего синтеза. Например, детали карты в позиции прошлого при слиянии с деталями карты в позиции следующего Шага показывают, как и в чем прошлое влияет на то, как действовать дальше. Ваша задача — воспринимать карты не как отдельные сущности, а позволить им соединяться все новыми и новыми способами.