То, что теперь доказано, когда-то только воображалось.
Уильям Блейн. «Брак Рая и Ада»
Путь ученика Работа в воображении — одно из основных средств использования Таро. В некоторых эзотерических традициях посредством Таро осуществляется обучение оккультным принципам и медитациям, и в этом его главное назначение. На этом Шаге вы сосредоточены на практических аспектах воображения. Практика воображения, также известная как визуализация или активное представление, берет начало из некоего конкретного изо-бражения и развивается спонтанно. К похожей методике вы прибегали для составления историй и вопросов, а также в диалогах, рисунках и телесных упражнениях.
Воображением считается способность разума образовывать картины или видения. Однако вы обнаружите, что воображение задействует все чувства. С этой точки зрения, воображение — это реализация наших творческих сил. Если вы не можете представить другую ситуацию, ее не будет. Воображение не ограничивается законами времени и пространства, которые управляют материальным миром. Парацельс в своих академических работах представлял magia (магия) и imaginatio (воображение) как взаимосвязанные концепции. По его словам, именно благодаря использованию воображения, «внутреннего разума души», вещи, недоступные физически, можно воспринимать. Благодаря воображению душа интуитивно понимает внутренние силы и добродетели физического. Дэвид Абрам в книге «Заклинание чувственного» пишет, что воображение является «способом выхода чувств самих по себе за пределы непосредственного восприятия, чтобы установить пробный контакт с другими сторонами вещей, которые мы не ощущаем напрямую, со скрытыми или невидимыми аспектами реальности».
Частью задачи по развитию воображения является обнаружение того, в чем заключены ваши собственные способности. Во второй части этого Шага предлагается тест по самодиагностике, который поможет вам определить, какие именно чувства сильнее всего стимулируют ваше воображение. Вам будет полезно пройти этот тест перед началом работы, хотя это и не является необходимым.
Один из способов начать любое упражнение в воображении — просто что-нибудь придумать. Это вовсе не жульничество! Не стесняйтесь, развлеките себя. Возможно, на одном из этапов вашего выдуманного сценария произойдет нечто, что удивит вас или заставит понять, что вы увлеклись. Фигура старика-китайца превратится в юную девушку, или ваш лес будет все больше похож на поляну. Отлично — продолжайте выдумывать!..
Если вы все же испытываете затруднения, попробуйте представить свой платяной шкаф. Как организованы ваши вещи? Какая одежда наиболее комфортна для вас? Где висит ваш любимый костюм? Какая у него текстура? Вы можете найти вещь, которую носите редко? А теперь представьте дверь в задней стенке шкафа. Раздвиньте вешалки, откройте ее и выйдите в воображаемый пейзаж. Вас должно наполнять точно такое же ощущение реальности происходящего, как во время описания своего шкафа.
УПРАЖНЕНИЕ 18:11. Возьмите выбранную вами карту и представьте себя ее персонажем. Вы стоите, сидите или лежите? Что у вас в руках? Какие жесты вы делаете? Что вы чувствуете? В каких отношениях вы находитесь с другими существами или предметами на этой карте? Есть ли что-то, что вы хотите или в чем нуждаетесь? Что вы собираетесь делать дальше?
2. Запишите все, что произошло. Добавьте все, что происходило с вами в процессе записи. При необходимости закройте глаза на минуту и вернитесь к фигуре на карте. Вернитесь к себе и запишите остальное. Поблагодарите фигуру на карте, когда закончите. Как это отличалось от воплощения карты на предыдущем Шаге?
читать дальшеПуть адепта
Вы мотете продолжить изучение на этом уровне сейчас или вернуться не нему позже, после того как попробуете другие способы чтения.
Взгляд с точки зрения карты
Вы можете быстро подключиться к карте в любой момент, просто представив себя на ней или глядя на происходящее так, словно смотрите фильм. Выступая в роли таролога, предложите вопрошающему сделать это и рассказать о том, что происходит. Помните, что совет, который дает фигура на карте, — не жесткое руководство к действию, а просто ее собственная точка зрения. Умный вопрошающий захочет услышать несколько мнений. Французский маг XIX века Элифас Леви объяснял в книге «Трансцендентная магия»:
Всесилие воображения существует исключительно в сфере магии... Воображение, в сущности, является зрением души; потому формы в нем очерчиваются и сохраняются, и потому мы сохраняем отражения невидимого мира; это стекло видения и аппарат магической жизни. Благодаря его изобретениям мы исцеляем болезни, меняем времена года, спасаем живых от мертвых и возвращаем мертвых к жизни, потому что именно воображение заставляет действовать волю и дает власть над Всеобщим.
Углубление переживаний
Можно зайти очень далеко и получить исключительно всеобъемлющую реакцию от существ на картах. Найдите время, чтобы полностью расслабиться и войти в легкий транс, как описано ниже. Вы сохраняете контроль и можете войти или выйти по желанию.
УПРАЖНЕНИЕ 18:2
Пусть кто-нибудь зачитывает вам эту направленную визуализацию либо прочтите ее, делая паузы там, где стоят знаки -. Приготовьте ручку и блокнот. Используйте выбранную карту или вытяните карту Старшего Аркана из колоды, задавая при этом вопрос: «Какая архетипическая энергия будет мне больше всего полезна сейчас?»
Все переживания происходят у вас в голове, а ваше тело неподвижно и расслабленно, если только вас не просят говорить вслух или писать. Сядьте в удобную позу на стуле с прямой спинкой, ровно упершись ногами, или сядьте по-турецки на пол. Сложите руки ладонями вверх на коленях. Дышите мягко и глубоко, без напряжения, и позвольте животу сокращаться при каждом вздохе. Продолжайте дышать, проверяя последовательно каждую из частей тела. Сознательно отпустите все, что мешает, пусть оно покинет вас через ступни или основание спины. На вдохе вы вбираете очищенную и наполненную жизненными соками энергию Матери-Земли, она дает энергию всем вашим клеткам, и вы чувствуете себя полным сил и обновленным. Если вы ощущаете преграду где-либо, сначала ненадолго напрягите это место, а потом, на выдохе, сбросьте напряжение. Позвольте ему уйти. Начните с макушки и двигайтесь вниз, по лицу, расслабляя глаза - щеки - подбородок - шею - плечи - руки - кисти. - А затем вашу грудь - сердце - живот - и основание спины. - Затем бедра - колени - икры - ступни - и пальцы ног. - Пусть ваше сознание будет направлено на землю под вами, как будто вы вытягиваете шнур из спины или тянетесь ступнями к центру Земли, — где его можно закрепить, пока вы выполняете эту задачу. - Это позволит вам освободиться от всего ненужного, удержаться на Земле и получать от нее подпитку. Если хотите, призовите свое высшее «Я», ангела-хранителя или проводника, который будет с вами в этом пути. — Посмотрите на свою карту. Отметьте как можно больше деталей. — Закройте глаза и восстановите карту мысленным взором, воспроизводя как можно больше деталей.
Откройте глаза и снова взгляните на карту. Чего не хватало в вашем внутреннем представлении? Проверьте, что в руках у персонажа (персонажей), какова его поза, в каком направлении он смотрит, какова одежда, что происходит в небе. — Закройте глаза и воссоздайте изображение. Отметьте, насколько больше вы видите теперь.
Откройте глаза в третий, и последний, раз, и проверьте по своей карте все, чего не хватает. Какие цвета? Что находится на переднем плане, и каков фон? —
Дышите плавно и легко. Закрыв глаза, обратите внимание, насколько живее становится изображение на карте, как мерцают и вибрируют цвета, и как в них появляются глубина и ясность, которых раньше не было. — Карта кажется живой и яркой, как будто пульсирует энергией. - У вас на глазах карта начинает расти. - Она становится все шире и выше, растягиваясь больше и больше, - пока не достигает почти натуральной величины, а потом оказывается даже немного больше, чем в жизни. -
Сделайте шаг навстречу карте и через ее границу и окажитесь внутри нее. - Оглядитесь — что вы видите теперь, когда можете заглянуть за границы? - Прислушайтесь. Что вы слышите? - Вдохните воздух. - Как он пахнет? - Есть ли ветер? - Протяните руку и коснитесь чего-нибудь. Ощутите структуру. - Вы чувствуете энергию, которая исходит от главной фигуры в карте и притягивает вас к ней. Подойдите к ней. - Персонаж вас приветствует. — Теперь повернитесь спиной к нему и, попятившись, войдите в него, принимая и заполняя его собой целиком. - Потянитесь, пока не будете соответствовать его контурам. - Ощутите, как вы становитесь этой Сущностью, полностью принимая ее позу, качества и восприятие. — Как движется эта Сущность? - Совершите какое-нибудь действие, которое свойственно этой Сущности. - Сущность знает что-то, что полезно вам. Что это? Сущность может произнести это вслух или записать в блокнот. — Какой еще мудростью Сущность может поделиться с вами? — Есть ли у нее сообщение для мира? — Вы начинаете осознавать, что ваше время истекает. Связь ослабевает. Двигайтесь вперед, отделяясь от Сущности, ее формы и энергии. Повернитесь к ней лицом, ощущая, что полностью отделены от нее. - Поблагодарите эту Сущность за то, что она позволила вам побыть внутри и получить новый опыт. — Предложите ей подарок. Что это может быть? — Сущность предлагает вам подарок в обмен. Какой это подарок? — Спросите, для чего он. — Знайте, что вам нужно думать об этом даре только для того, чтобы вспомнить все произошедшее. - Спросите, есть ли еще что-то, что вам нужно знать. - Позвольте себе быть неподвижным некоторое время, ощущая благодарность и пустоту. Не осталось ничего, что вам нужно узнать сейчас, чем быть или что делать.
Теперь развернитесь и отодвиньтесь от фигуры, спиной к границе карты. - Переступите границу и вернитесь в свою комнату. - Повернитесь и смотрите, как карта становится все меньше, меньше, меньше, пока не вернется к нормальному размеру. - Это просто двухмерная карточка с рисунком. На вздохе произнесите свое имя три раза и откройте глаза. Запишите свои переживания. Как они отличаются от первого короткого упражнения?
Тест на воображение
Как упоминалось ранее, воображение может порождаться любым чувством или всеми сразу. Среди ученых, занимающихся потенциальными возможностями человека, бытует мнение, что чувств больше пяти. Рудольф Штайнер выделял двенадцать чувств, некоторые из них перечислены ниже. Приведенный далее тест на воображение — субъективный инструмент диагностики, который помогает понимать диапазон вашего воображения и изучать свои слабые и сильные стороны, так что вы можете проявлять большую эффективность в работе. Пользуйтесь своими сильными сторонами, чтобы сделать переживания ярче. Работайте над более слабой сферой, чтобы расширить свои способности.
УПРАЖНЕНИЕ 18:3
По возможности возьмите часы с секундной стрелкой; они понадобятся вам для пунктов 8 и 16. Каждый опыт займет около тридцати секунд. Оставайтесь в расслабленном состоянии, дышите ровно и легко. После выполнения каждого пункта давайте ему оценку от 1 до 10, где 1 означает, что вы не ощутили ничего, а 10 — четкую живую сенсорную реакцию. По завершении пересмотрите свои оценки, так чтобы 9 или 10 соответствовало самым сильным переживаниям, а другие были оценены по нисходящей шкале.
Воображаемые сенсорные переживания (Оценка в баллах)
1. Представьте желтый лимон в синей тарелке
2. Погладьте кролика по спине.
3. Послушайте прекрасную музыкальную композицию.
4. Попробуйте кислый маринад.
5. Посмотрите на красочный закат.
6. Вспомните чувство печали. Ощутите печаль.
7. Вдохните сильный аромат розы.
8. Ощутите, как быстро пролетает время. Отмерьте двадцать секунд, не считая. (Посмотрите на часы в начале и в конце.)
9. Положите руку в ледяную воду.
10. Понюхайте тухлое мясо.
11. Пройдитесь по горячему песку.
12. Ощутите радость.
13. Съешьте кусок сладкого арбуза.
14. Мысленно сожмите руку в кулак.
15. Свободно плывите на спине в бассейне, температура воды в котором такая же, как у вашего тела.
16. Ощутите, как время замедляется, сильнее и сильнее, каждая секунда растягивается на целую вечность. Отмерьте двадцать секунд , не считая. (Посмотрите на часы в начале и в конце.)
17. Поднимите тяжелый бетонный блок.
18. Пробегите последний круг в забеге на один километр.
19. Представьте свое тело,лежащее на кровати, как если бы вы смотрели на него с потолка.
20. Представьте чудовище, которое никогда раньше не существовало, в малейших подробностях. (Добавьте себе баллы, если оно невиданного цвета.)
Хотя большинство пунктов подразумевают определенное чувство (вкус, запах и т. д.), ваше воображение может задействовать их несколько. Кто-то может почувствовать жар песка, но при этом не чувствовать себя босым. Что касается вашего чувства времени, важно лишь то, что оно заметно отличается от действительности, — и если пункт 8 был длинным, то пункт 16 должен быть короче, и наоборот. Запишите свои переживания. Какие ваши чувства в воображении проявились наиболее ясно?
Возникает логичный вопрос о разнице между воспоминаниями и воображением. Хотя для когнитивного и эмоционального разума такой разницы нет, воображение не ограничивается порядком или формой воспоминаний, но действует оригинальными способами. Вы сочетаете разные воображаемые элементы, чтобы получить нечто общее. Поскольку некоторые люди подвержены домыслам и ложным воспоминаниям больше, чем другие, во время чтения лучше работать с образами, даже с правдивыми воспоминаниями как с придуманными сценариями, в которых можно найти некий символ.
Видение и предвидение
Несмотря на то что «видение» — это не единственная форма воображения, термин «визуализация» наиболее часто описывает этот подход. Восприятие вещей, не пред-ставленных физически, в современном обществе считается весьма подозрительной деятельностью. К примеру, в Словаре американского наследия видение определяется, в частности, как «необычная способность к различению или восприятию» и «интеллектуальное предвидение». Однако видящий, для которого «характерны видение или предвидение», видит все, что обладает «природой фантазий или грез; иллюзорное... существующее только в воображении». Такого человека слишком часто называют не-практичным, мечтателем, идеалистом и утопистом. Герметический Орден Золотой Зари с этой точки зрения дает совет:
Воображение следует отличать от пустых грез. Оно должно быть упорядоченным и целенаправленным умственным процессом, направленным на результат... Когда человек воображает, он в действительности создает форму на астральном или даже более высоком плане; и эта форма столь же реальна и объективна для разумных существ на этом плане, как наша земная среда — для нас.
Элифас Леви, вдохновлявший основателей Золотой Зари в период возникновения ордена, писал в книге «Парадоксы высшей науки»:
[Воображение] преумножает мудрость, подчеркивает глупость, требует слишком много истины, заставляет ложь выглядеть истиной; в то же время для воображения это не ложь; все, что им подтверждается, истинно для поэзии, а разве поэзия когда-нибудь была лживой? То, что им изобретается, им и создается, а то, что создается, — существует. Воображать истину — значит быть божеством, быть божеством — значит обладать Божественной силой. На латыни воображающие называются Божественными людьми, divinus, а поэт называется vates, то есть пророком.
Поэты, шаманы, мистики, художники и тарологи занимаются «воображаемой разведкой», проникая в секретную внутреннюю сущность бытия. Предвидение, в число синонимов которого входят благоразумие и скромность, определяется как «восприятие значения и природы событий до того, как они произошли», и «заботы о будущем». Благодаря его связи с видением и предвидением воображение ассоциируют с пророчеством, глубочайшая цель которого — представить вечные истины, согласно которым мы выбираем свой путь. Именно благодаря воображению вы противостоите границам реальности и работаете с реальностью, находящейся за пределами вашего прежнего опыта. Медик, алхимик и маг XVI века Парацельс писал:
У человека есть видимая и невидимая мастерские. Видимая мастерская — это его тело, а невидимая — воображение... Воображение — это солнце души человека, который действует в собственной сфере, как Солнце в нашей системе действует на Земле. Когда бы оно ни сияло, семена, упавшие в землю, прорастают, и растения тянутся-вверх; воображение точно так же действует на душу и призывает формы жизни к росту... Дух — это хозяин, воображение — инструмент, а тело — пластичный материал.
Прорицание духовного видения
Герметический Орден Золотой Зари разработал методы тренировки магического воображения, которые у них назывались «прорицанием духовного видения». Маги Золотой Зари использовали свои способности для изучения и исследования, размечая другие плоскости бытия и собирая информацию о них. Карты Таро были дверьми в четко обозначенные астральные плоскости. Благодаря ритуалам, знакам и символам, служащим духовному согласованию и защите, они одновременно «подключались» к нужному месту и затем подтверждали, что путешествующие встали на верный путь. Такого рода прорицание обычно проводилось небольшими группами, чтобы индивидуальные слабости человека (проблемы определялись по астрологическим картам), которые могут помешать его восприятию, компенсировались другими участниками. Пример прорицания Золотой Зари, «Видение Императрицы», который приводится в приложении Д, являет собой направленную визуализацию, которую вы можете выполнить по желанию.
Приложение Д
Видение императрицы
Описанное ниже видение является адаптацией прорицания, сделанного по карте Импе-ратрица Флоренс Фарр и Линой Гамильтон, членами герметического Ордена Золотой Зари, 10 ноября 1992 года («Летающий свиток IV» в «Астральных проекциях, ритуальной магии и алхимии» — сборнике материалов этого ордена под редакцией Френсиса Кинга). Оригинальный текст немного изменен, чтобы представить его в форме направленной визуализации, которую можно записать, а затем пережить самому. Магические заклинания (приводятся в квадратных скобках) можно найти в работах об Ордене Золотой Зари (см. библиографию).
Положите перед собой карту Императрица. Расслабьтесь, ощутите заземление и центровку.
[Выполните пентаграммы Каббалистический крест и Очищение в четырех направлениях. Выполните пробуждающую гексаграмму Венеры. Начертите в ее центре символ Венеры. Про-изнесите: «Иегова Цабаот, Кедемель, Ханиэль, Бени Серафим, Далет».]
Представьте, что проходите через находящуюся перед вами гексаграмму словно в дверь, на которой висит завеса. Вокруг вас — зеленовато-синий пейзаж, неясный и раз-мытый, словно средневековый гобелен. Поднимайтесь, все выше и выше, сквозь туман и облака, пока все вокруг не наполнится бледной зеленью. Вы увидите храм, чьи призрачные очертания — из света. Приблизьтесь. Вы идете, и храм становится все более осязаемым и массивным.
[Начертите знаки Нацах, Портала и LVX.]
Напротив входа находится крест с тремя перекладинами, на котором сидит голубь. За ним три ступени ведут вниз, в темноту. Спуститесь по ступеням и ощутите мрачный коридор. Внезапно вы увидите перед собой прекрасного сияющего зеленого дракона, который не хочет причинить вам вреда. Дракон пропускает вас, чтобы вы могли пройти.
Вы заворачиваете за угол и выходите из темноты на блистающую террасу белого мрамора, за которой раскинулся цветущий сад, утопающий в нежной зелени. Войдите в этот сад, и вы увидите женщину в зеленых одеждах с украшенным кушаком. Ее голову венчает звездная корона, а в правой руке — золотой скипетр, на котором сияет ослепительно белый бутон лотоса. В левой руке у нее держава с крестом.
Она улыбается вам, гордясь тем, что вы проделали такой путь. Вы спрашиваете, как ее зовут, и она отвечает:
«Я — великая мать Исида; самая могущественная в мире. Я та, что без сражения побеждает. Я — Спящая красавица, которую вечно ищут люди, и тропы, которые ведут в мой замок, полны опасностей и соблазнов. Среди них — Фата-Моргана, которая сбивает с пути всех, кто очарован ею. Я стою высоко и притягиваю к себе и мужчин, и женщин. Я — желание всего мира, но немногие меня находят. Когда мой секрет рассказан, это секрет Святого Грааля».
Вы спрашиваете, можно ли узнать этот секрет, и она отвечает: «Пойдем со мной, но прежде облачись в белое и ступай босым по моему следу».
Разденьтесь и наденьте тонкие белые одежды, которые найдете там же. Следуйте за ней, пока вас не остановит мраморная стена. Она откроет тайный ход, и вы окажетесь в маленьком помещении и сквозь густой дым подниметесь в башню наверх. На востоке золотом сияет Солнце.
Вслед за Исидой вы склоняете голову перед Солнцем. Не поднимая глаз, вы поворачиваетесь и находите в руках чашу в форме сердца, полную солнечных лучей. Жидкость в ней рубинового цвета.
Исида-Венера говорит вам: «Вот Любовь. Я выжала свое сердце и отдала ее миру; вот моя сила. Любовь — мать Бога-мужчины, дающая эликсир жизни, чтобы спасти человечество от гибели и показать путь к вечности. Любовь — это мать Христа. Дух Христа — это высочайшая Любовь; Христос — это сердце Любви, сердце Великой Матери Исиды, Исиды-Природы, воплощение ее силы. Она — Святой Грааль. А Он — жизненная сила Духа, который налит в эту чашу. Надежда всего человечества — в его примере».
Если вы почувствуете желание, то можете отдать свое сердце Граалю. Это не будет смерть, но прилив сильнейшей доблести и силы, потому что ваше собственное сердце будет с тех пор связано с сердцем Венеры — сильнейшей силы в мире.
Поблагодарите Венеру за все, чему она вас научила. Теперь вы можете уйти, зная, что Любовь — это сила, которая приходит к тем, кто отдает ее во имя всеобщего блага.
Вы быстро и легко вернулись в замок и из замка спускаетесь вниз под облака — атмосфера синеет и сгущается — вниз, вниз и обратно в свое тело.
[Начертите отгоняющую гексаграмму Венеры и проведите малый отгоняющий ритуал пентаграммы.]