Когда глаза вмещают океан, а в ладонях покоится солнце, невольно становишься небом. (с) Лери Дель Map
В комментариях к "Перекличке" поступил интересный вопрос, а так как воскресенье навевает желание поболтать, отвечу на него сразу.
Естественно, ниже - личный опыт, надеюсь, что желающих поделиться своим тоже найдется и приглашаю к обсуждению, а если по ходу дела возникнут вопросы - с удовольствием отвечу сама и других послушаю.
Мне сложно очень вести диалог. Интересно, кто как делает: вот Грир предлагает работать с кверентом вплотную , чтобы он тянул карты тоже и озвучивал их содержание. А вот как кто делает? На сколько задействован человек, на что следует обратить внимание при общении, на сколько следует отрешаться от кверента при самом раскладе, если он беспокойно продолжает задавать вопросы и что-то уточнять, строить ли работу по раскладам-клише или просто тянуть карты с вопросом и уточняющие, сколько времени "думать" над ответом перед озвучкой максимально этично, а после какого начинаю агрится уже?))
Хорошо проводить консультации и делать письменные расклады в интернете - сам себе хозяин, сидишь как хочешь, есть время подумать, подглядеть в книжке, вытащить ещё 100500 карт, чтобы разобраться, и так далее. А вот он-лайн консультации в скайпе или личные консультации, живые, так сказать, гораздо более сложнее - тут и "марку" держать надо, и в книжку не подглядишь. Как сделать консультацию максимально продуктивной? Если время четко очерчено, как в него уложиться (редкий случай - как его растянуть
)?
Давайте по порядку.
Каждый вырабатывает свой стиль проведения консультации сам. Кто-то идет по шаблону, кто-то создает антураж, кто-то действует просто и уверенно, и может разложить клиенту и на скамейке под дождем. Что обязательно должно иметь место быть, чтобы таролог (а вместе с ним и кверент) чувствовал себя уверенно? Правильный инструмент. С Вами должна быть та колода, которую Вы знаете настолько хорошо, что не нуждаетесь ни в каких подсказках. Колода, которую Вы чувствуете и можете повернуть её ответы так, чтобы Вас поняли.
Чаще всего личная консультация это сразу и рассказанный кверентом история и заданные вопросы, и процесс гадания, и некоторая обратная связь, а иногда ещё и сеанс психотерапии в легком формате - к нам очень часто идут люди, которым нужно быть выслушанными, услышанными и понятыми.
И вот Вам рассказали предысторию, задали вопросы (или по крайней мере обрисовали то, что хотят узнать - правильная постановка вопроса к картам дело уже самого таролога), у Вас есть арсенал готовых раскладов, и Вы не знаете, какой применить? Или начинаете делать пресловутый "Кельтский Крест", и ничего не понимаете? Мне в данной ситуации нравится позиция Михельсен, о книге которой мы недавно говорили. Она за то, чтобы а) прорабатывать каждый расклад под себя, б) составлять свои расклады; в) использовать фантазию. Запросы бывают разные, и не всегда проводя консультацию мы знаем, с чем к нам придут. Опять-таки, когда делаешь расклад в интернете, есть время подумать и выбрать, пролистать любимые расклады, а вот там, в живом формате - времени на это нет. Минута задумчивости, и таролог уже должен играть колодой, тасовать её и делать расклад.
Что же делать? Синтезировать знания общих, специальных раскладов и фантазию, и только. Всем известные три карты (сознательное-подсознательное-бессознательное, слово-дело-чувство) имеют массу вариантов применения (как пример, мне недавно пришел запрос от клиентки на расклад о причинах её страха беременеть и рожать, хотя детей хочется, и я из этих вот трех позиций сделала расклад-сетку, который дал картину всех уровней отдельно и в совокупности). Не бойтесь менять позиции в раскладах, не бойтесь задавать картам четкие вопросы и вытаскивать дополнительные карты (только не перебарщивайте - в них легко запутаться).
Разбирая ситуации, описанные клиентами, стройте свою собственную форму расклада. Я всегда начинаю с личностей, имеющих отношение к ситуации. Допустим, в раскладе на личные отношения "мужчина-жена-любовница" я начну с карты каждого из троих, а потом буду просматривать отношения между ними - мужчина-жена, мужчина-любовница, жена-любовница, а уже дальше буду просматривать более глубоко тех, о ком просят и те отношения, которые интересуют, и отвечать на вопросы о перспективах и "что-же-делать?!".
Стоит ли задействовать кверента в раскладе - каждый решает сам. Будет ли он тянуть карты, выбирать сигнификатор себе или нет - решать Вам, и только Вам. Единственного верного ответа тут быть не может, каждому свое.
Что точно должно быть? а) кверент должен быть выслушан и услышан, б) чаще всего должен принимать участие в постановке вопросов (то есть, наиболее верную формулировку вы можете подбирать сами, но вот что именно надо узнать - решайте вместе); в) в процессе консультации и трактовки расклада, стоит уточнять, все ли ясно и какие вопросы возникают исходя из полученной информации; г) отклик клиента на то, что Вы говорите.
Следите за реакцией на информацию, которую Вы даете. Часто выплывает на свет то, что хоронили где-то в районе плинтуса, и тогда при правильном и бодром рассмотрении можно найти корни проблемы там, где и не думали искать.
Иногда хорош и метод "а что Вы видите на этой карте?". Это хорошо помогает клиенту включиться с работу над самим собой, и структурировать информацию. Может быть, образы на карте навеют ему какой-то ответ, и Вы вместе сможете найти верное значение (не забываем, что у карты - не одно значение!).
Дальше немного о личном пространстве и множестве вопросов клиентов.
В любом случае, таролог отстраняется от клиента и ситуации - это должен быть взгляд со стороны, и чего Вы точно не должны делать - проявлять эмоции и свои личные реакции на ситуации, быть предельно вежливыми по отношению ко всем и всему в раскладе, и так же не должны решать за клиента.
Консультация на Таро - это безграничный инструмент, который позволяет посмотреть корень, суть проблемы или ситуации, и найти варианты, что и как с ней сделать. Я - категорически против ультимативных вариантов ответа, потому что в моей картине мира всегда есть место выбору. И задача таролога рассказать, что будет если налево пойти, а что - если направо, а что - если прямо, и даже что будет если повернуть назад или остаться на месте, и что будет если на юго-восток пойти. Просматривая вероятности развития ситуации, объясняйте клиенту, что все это можно изменить. Как? А вот так, так и ещё вот так, а принести это может это, вон то и ещё ту плюшку.
Что делать если клиент нервничает, сползает с темы и мешает адекватно работать? Успокоить. Чай мятный предложить. Объяснить ещё раз, как будет строиться консультация (кстати, вообще полезна вещь - сразу рассказать, как вы будете строить работу с ним, чтобы человек понимал, что его ждет в ближайшие полтора часа).
Бывает другая ситуация - клиент начинает "наглеть", и конкретная тема, с которой он пришел, плавно переползает на другие вопросы. Пришел с любовью, выползло в раскладе про работу намек, и пошло-поехало... Как тут поступать? В зависимости от ситуации и собственного этического кодекса. Если Вы сами готовы проработать другие вопросы с этим клиентом - почему бы и нет? Я обычно поступаю так - мягко осаживаю, прошу довести до конца одну тему, и если останется время соглашаюсь посмотреть другую. Если нет - предлагаю либо продолжить консультацию (время = деньги, в любом случае), либо сделать этот расклад письменно и прислать.
Отдельно отвечу на заданный вопрос - сколько времени этично думать, прежде чем трактовать клиенту?
Не знаю конкретного ответа на этот вопрос
По моему мнению, если Вы структурировали расклад и выкладываете его, то имеет смысл сначала посмотреть расклад, просчитать в уме все позиции и их взаимодействия, а потом уже трактовать. Я это клиентам объясняю, так и говорю - чтобы более продуктивно, я сначала карты посмотрю, прикину, что к чему, а потом буду уже вслух Вам объяснять (заодно, кстати, если видите что-то, что явно будет неприятно слышать человеку, успеете найти наиболее верные слова). Обычно никто не торопит.
Естественно, ниже - личный опыт, надеюсь, что желающих поделиться своим тоже найдется и приглашаю к обсуждению, а если по ходу дела возникнут вопросы - с удовольствием отвечу сама и других послушаю.
Мне сложно очень вести диалог. Интересно, кто как делает: вот Грир предлагает работать с кверентом вплотную , чтобы он тянул карты тоже и озвучивал их содержание. А вот как кто делает? На сколько задействован человек, на что следует обратить внимание при общении, на сколько следует отрешаться от кверента при самом раскладе, если он беспокойно продолжает задавать вопросы и что-то уточнять, строить ли работу по раскладам-клише или просто тянуть карты с вопросом и уточняющие, сколько времени "думать" над ответом перед озвучкой максимально этично, а после какого начинаю агрится уже?))
Хорошо проводить консультации и делать письменные расклады в интернете - сам себе хозяин, сидишь как хочешь, есть время подумать, подглядеть в книжке, вытащить ещё 100500 карт, чтобы разобраться, и так далее. А вот он-лайн консультации в скайпе или личные консультации, живые, так сказать, гораздо более сложнее - тут и "марку" держать надо, и в книжку не подглядишь. Как сделать консультацию максимально продуктивной? Если время четко очерчено, как в него уложиться (редкий случай - как его растянуть
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
Давайте по порядку.
Каждый вырабатывает свой стиль проведения консультации сам. Кто-то идет по шаблону, кто-то создает антураж, кто-то действует просто и уверенно, и может разложить клиенту и на скамейке под дождем. Что обязательно должно иметь место быть, чтобы таролог (а вместе с ним и кверент) чувствовал себя уверенно? Правильный инструмент. С Вами должна быть та колода, которую Вы знаете настолько хорошо, что не нуждаетесь ни в каких подсказках. Колода, которую Вы чувствуете и можете повернуть её ответы так, чтобы Вас поняли.
Чаще всего личная консультация это сразу и рассказанный кверентом история и заданные вопросы, и процесс гадания, и некоторая обратная связь, а иногда ещё и сеанс психотерапии в легком формате - к нам очень часто идут люди, которым нужно быть выслушанными, услышанными и понятыми.
И вот Вам рассказали предысторию, задали вопросы (или по крайней мере обрисовали то, что хотят узнать - правильная постановка вопроса к картам дело уже самого таролога), у Вас есть арсенал готовых раскладов, и Вы не знаете, какой применить? Или начинаете делать пресловутый "Кельтский Крест", и ничего не понимаете? Мне в данной ситуации нравится позиция Михельсен, о книге которой мы недавно говорили. Она за то, чтобы а) прорабатывать каждый расклад под себя, б) составлять свои расклады; в) использовать фантазию. Запросы бывают разные, и не всегда проводя консультацию мы знаем, с чем к нам придут. Опять-таки, когда делаешь расклад в интернете, есть время подумать и выбрать, пролистать любимые расклады, а вот там, в живом формате - времени на это нет. Минута задумчивости, и таролог уже должен играть колодой, тасовать её и делать расклад.
Что же делать? Синтезировать знания общих, специальных раскладов и фантазию, и только. Всем известные три карты (сознательное-подсознательное-бессознательное, слово-дело-чувство) имеют массу вариантов применения (как пример, мне недавно пришел запрос от клиентки на расклад о причинах её страха беременеть и рожать, хотя детей хочется, и я из этих вот трех позиций сделала расклад-сетку, который дал картину всех уровней отдельно и в совокупности). Не бойтесь менять позиции в раскладах, не бойтесь задавать картам четкие вопросы и вытаскивать дополнительные карты (только не перебарщивайте - в них легко запутаться).
Разбирая ситуации, описанные клиентами, стройте свою собственную форму расклада. Я всегда начинаю с личностей, имеющих отношение к ситуации. Допустим, в раскладе на личные отношения "мужчина-жена-любовница" я начну с карты каждого из троих, а потом буду просматривать отношения между ними - мужчина-жена, мужчина-любовница, жена-любовница, а уже дальше буду просматривать более глубоко тех, о ком просят и те отношения, которые интересуют, и отвечать на вопросы о перспективах и "что-же-делать?!".
Стоит ли задействовать кверента в раскладе - каждый решает сам. Будет ли он тянуть карты, выбирать сигнификатор себе или нет - решать Вам, и только Вам. Единственного верного ответа тут быть не может, каждому свое.
Что точно должно быть? а) кверент должен быть выслушан и услышан, б) чаще всего должен принимать участие в постановке вопросов (то есть, наиболее верную формулировку вы можете подбирать сами, но вот что именно надо узнать - решайте вместе); в) в процессе консультации и трактовки расклада, стоит уточнять, все ли ясно и какие вопросы возникают исходя из полученной информации; г) отклик клиента на то, что Вы говорите.
Следите за реакцией на информацию, которую Вы даете. Часто выплывает на свет то, что хоронили где-то в районе плинтуса, и тогда при правильном и бодром рассмотрении можно найти корни проблемы там, где и не думали искать.
Иногда хорош и метод "а что Вы видите на этой карте?". Это хорошо помогает клиенту включиться с работу над самим собой, и структурировать информацию. Может быть, образы на карте навеют ему какой-то ответ, и Вы вместе сможете найти верное значение (не забываем, что у карты - не одно значение!).
Дальше немного о личном пространстве и множестве вопросов клиентов.
В любом случае, таролог отстраняется от клиента и ситуации - это должен быть взгляд со стороны, и чего Вы точно не должны делать - проявлять эмоции и свои личные реакции на ситуации, быть предельно вежливыми по отношению ко всем и всему в раскладе, и так же не должны решать за клиента.
Консультация на Таро - это безграничный инструмент, который позволяет посмотреть корень, суть проблемы или ситуации, и найти варианты, что и как с ней сделать. Я - категорически против ультимативных вариантов ответа, потому что в моей картине мира всегда есть место выбору. И задача таролога рассказать, что будет если налево пойти, а что - если направо, а что - если прямо, и даже что будет если повернуть назад или остаться на месте, и что будет если на юго-восток пойти. Просматривая вероятности развития ситуации, объясняйте клиенту, что все это можно изменить. Как? А вот так, так и ещё вот так, а принести это может это, вон то и ещё ту плюшку.
Что делать если клиент нервничает, сползает с темы и мешает адекватно работать? Успокоить. Чай мятный предложить. Объяснить ещё раз, как будет строиться консультация (кстати, вообще полезна вещь - сразу рассказать, как вы будете строить работу с ним, чтобы человек понимал, что его ждет в ближайшие полтора часа).
Бывает другая ситуация - клиент начинает "наглеть", и конкретная тема, с которой он пришел, плавно переползает на другие вопросы. Пришел с любовью, выползло в раскладе про работу намек, и пошло-поехало... Как тут поступать? В зависимости от ситуации и собственного этического кодекса. Если Вы сами готовы проработать другие вопросы с этим клиентом - почему бы и нет? Я обычно поступаю так - мягко осаживаю, прошу довести до конца одну тему, и если останется время соглашаюсь посмотреть другую. Если нет - предлагаю либо продолжить консультацию (время = деньги, в любом случае), либо сделать этот расклад письменно и прислать.
Отдельно отвечу на заданный вопрос - сколько времени этично думать, прежде чем трактовать клиенту?
Не знаю конкретного ответа на этот вопрос
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
В каком смысле нарабатывать?
Про книги я подумаю)